Газпромбанк поможет холдингу рассчитаться по кредиту
Газпромбанк решил увеличить уставный капитал дочернего “Газпром-медиа” путем размещения 340 млрд обыкновенных акций холдинга, сказано в отчетности банка. Цена размещения не указана. По номиналу объем выпуска составляет 27,2 млрд руб., но итог может быть существенно больше, уточнил источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.
“Газпром-медиа” рассчитывает на объем докапитализации, достаточный, чтобы покрыть задолженность перед акционером, варианты обсуждаются уже два года, рассказывали ранее источники “Ъ”. Из отчетности следует, что на конец года обязательства “Газпром-медиа” составляли 92,39 млрд руб. Из них 59,5 млрд руб.— долг перед банками, практически весь — перед Газпромбанком, за исключением небольшой части у Сбербанка. Таким образом, объем докапитализации может составить 55-60 млрд руб.
Обслуживание долга съедает значительную часть чистой прибыли “Газпром-медиа”, объяснял ранее “Ъ” источник, знакомый с ситуацией. Холдинг стал убыточным после покупки активов “ПрофМедиа” Владимира Потанина в 2013 году, для которой он брал кредиты. В 2016 году компания активно инвестировала в контент для “Матч ТВ”, который был запущен на купленной у ВГТРК за 9 млрд руб. частоте “России 2”, а также в производство новых шоу и сериалов НТВ. Консолидированные доходы “Газпром-медиа” за год выросли на 11,7%, до 82,2 млрд руб. Из них выручка от рекламы составила 60,8 млрд руб. По данным АКАР, рекламный рынок в тот же период вырос на 11%, до 360 млрд руб., рынок телерекламы — на 10%, до 150,8 млрд руб. Выручка “Газпром-медиа” от телерекламы, основного источника дохода холдинга, выросла на 12%, сообщила компания.
При этом чистый убыток “Газпром-медиа” за 2016 год вырос в десять раз — с 2,64 млрд руб. в 2015 году до 28,38 млрд руб. На это повлияли значительные объемы списаний, объясняет представитель компании. Год назад холдинг приобрел 7,5% акций “Национальной Медиа Группы” за 11,2 млрд руб., и из отчетности банка следует, что под обесценивание этой инвестиции создан резерв в размере 10,1 млрд руб. Гудвилл сегмента “медиабизнес” снизился на 4,78 млрд руб.: в том числе у НТВ он сократился на 3,4 млрд, у кинокомпании “Централ Партнершип” — на 1 млрд, у ООО “Апрель”, управляющего замороженным сайтом Zoomby, списание составило почти 300 млн руб. Объем списаний основных средств и нематериальных активов (лицензии, вещательное оборудование) в преддверии докапитализации составил 9 млрд руб.; наконец, 5,5 млрд руб. компания потратила на обслуживание кредитов Газпромбанка.
Схема докапитализации уже “сто раз переверстывалась”, рассказывал ранее источник “Ъ”. Так, еще в 2015 году гендиректор “Газпром-медиа” Дмитрий Чернышенко обращался к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву по поводу финансовой поддержки холдинга ВЭБом. Позднее было дано поручение президента: предполагалось, что ВЭБ выкупит допэмиссии “Газпром-медиа” и телекомпании НТВ, оплатив их 2,15-2,3% акций “Газпрома”, и получит 30% в “Газпром-медиа” и 46% в НТВ. Затем эти доли должны были выкупить структуры “Газпрома”. Эта схема не была реализована, так как вскоре финансовая помощь потребовалась уже самому ВЭБу.
В ноябре 2016 года “Газпром” сообщал, что планирует докапитализировать Газпромбанк на 85 млрд руб. В январе банк начал размещение допэмиссии в пользу структуры “Газпрома” АО “Газпром газораспределение”, таким образом он привлекал 60 млрд руб. При этом сам банк не нуждался в дополнительных средствах, основным получателем этих средств источники “Интерфакса” называли как раз “Газпром-медиа”.