Налоговики попросят бизнес вернуть 300 млрд рублей
Налоговая служба приступила к ликвидации задолженности по страховым взносам, которая накопилась за годы администрирования Пенсионным фондом, выяснил Лайф. При этом они рассчитывают, что долги будут погашены компаниями добровольно: предпринимателей приглашают на специальные налоговые комиссии, где убеждают заплатить долги “по-хорошему”.
— Мы приглашаем на такие комиссии в первую очередь для того, чтобы не допустить применения более жёстких мер контроля, — рассказал Лайфу замруководителя ФНС Дмитрий Григоренко. — Во-первых, задолженность по взносам могла образоваться по ошибке, например при передаче данных. Или же, во-вторых, компанией была допущена ошибка в платёжке — и платёж не дошёл до бюджета. Для этого необходимо провести сверку платежей — компания приносит документы, и вопрос быстро разрешается. Бывают случаи, когда организация по каким-либо причинам сама не заплатила взносы, тогда задача инспектора — выяснить причину неуплаты и рассказать о возможных последствиях. Так, например, по закону организации-должнику мы обязаны заблокировать банковские счета, а при долге более 300 тысяч рублей — подать в суд на банкротство. Согласитесь, что лучше и эффективнее поговорить с предпринимателями, выяснить всё, прежде чем применять такие жёсткие меры, которые могут привести к остановке и реальному банкротству работающего предприятия.
Долги по страховым взносам начали расти как снежный ком с 2011 года, после того как были выведены из ведения налоговой службы ПФР. К концу 2016 года общая задолженность работодателей по страховым взносам составила более 300 млрд рублей.
Разнообразные “налоговые комиссии” существуют при инспекциях уже много лет: кроме налоговиков в их состав обычно входят представители местных региональных или муниципальных властей, внебюджетных фондов и т.п. На них приглашают руководителей или главбухов компаний, которые по каким-либо причинам попадают в “группы риска”, но при этом формальных нарушений нет. Например, когда показатели компании вдруг стали сильно отличаться от средних по отрасли.
На “зарплатную” комиссию могут пригласить представителя компании, если та вдруг снизила перечисления подоходного налога, на “убыточную” — если компания показывает в отчётности хронические убытки, а на комиссию “по обелению налоговой базы” — если общий объём перечисленных налогов очень мал в сравнении с выручкой. При этом “долговые комиссии” до сих пор распространены не были. Не явиться представитель компании не может: налоговики по закону вправе вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений.
— Согласно последним изменениям в законодательстве, налоговые органы занимаются администрированием всех налоговых сборов, в том числе и пенсионных, — говорит адвокат бюро “Деловой фарватер” Сергей Литвиненко. — Собственно, сам процесс проведения выездных проверок путём создания специальных комиссий и проведения выездных или камеральных проверок вполне законен. Если пенсионные взносы платятся в соответствии с законом, то каких-либо проверок бояться не стоит. Защита от прессинга налоговых органов только одна — не нарушать законодательство по уплате пенсионных сборов и переводить порядок обжалования требований налоговых органов в письменную форму.
— В случае если некоторые инспекции на местах вдруг начнут проявлять “самодеятельность” и позволят давить на компании незаконными методами, можно и нужно обратиться с жалобой в вышестоящий орган, а если это не поможет, то в суд, — соглашается руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе. — Однако для такого обращения необходимо, чтобы был факт нарушения прав, а не просто мониторинг сотрудников налоговых по образовавшимся задолженностям.
Источник: “Life”