Политологи замерили влиятельность российских политиков и бизнесменов
Российский политический класс, пережив думские выборы прошлой осени и череду замен в губернаторском корпусе, постепенно входит в состояние готовности к президентской кампании. К такому выводу пришли эксперты Центра политических технологий (ЦПТ), определив рейтинги влиятельности политиков, бизнесменов, общественных и религиозных деятелей.
Существенных перемен среди лидеров, представляющих федеральную власть, эксперты ЦПТ не фиксируют. Самым влиятельным (по 10-балльной оценке) этой весной эксперты назвали президента (как, впрочем, летом и осенью прошлого года). Но даже Владимир Путин пока ни разу не получил высшего балла: эксперты оценивают его влиятельность на 9,77. Второе место у премьера Дмитрия Медведева (7,44), третье — у главы МИДа Сергея Лаврова (7,34). Сергей Кириенко, назначенный в октябре 2016 года первым заместителем главы администрации президента (АП), поднялся за полгода с прошлогоднего 11-го места на 7-е, а председатель Центризбиркома Элла Памфилова, наоборот, после завершения думской кампании опустилась с 13-го на 21-е место.
Подвижки в рейтинге, как объяснил “Ъ” глава ЦПТ Борис Макаренко, связаны с тем, что «летом и осенью прошлого года состоялось немало новых назначений», а к весне новые персоны политического класса вполне закрепились на новых должностях и обрели публичную известность. Впрочем, влиятельность персоны не всегда зависит от ее публичности. Так, назначенный в августе главой АП Антон Вайно получил лишь 3,67 балла по «цитируемости в СМИ», но его общая оценка влиятельности — 6,82 балла, и эксперты ее стабильно повышают: с осени он переместился с седьмого на шестое место.
Первая тройка самых влиятельных губернаторов не изменилась: мэр Москвы Сергей Собянин (6,72 балла), глава Чечни Рамзан Кадыров (6,01), президент Татарстана Рустам Минниханов (4,58). Но из первой десятки выбыли кемеровский губернатор Аман Тулеев и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Их места (10-е и 7-е соответственно) заняли губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин (3,7) и глава Башкирии Рустэм Хамитов (3,88). Губернаторы Подмосковья и Санкт-Петербурга Андрей Воробьев и Георгий Полтавченко сохранили за собой четвертое и пятое места соответственно. Однако эксперты понизили им оценки за противоречивую реформу местного самоуправления в Московской области и конфликт вокруг Исаакиевского собора.
В партийно-парламентской элите по-прежнему лидируют спикеры Госдумы и Совета федерации Вячеслав Володин (7,34) и Валентина Матвиенко (6,22). Третье и четвертое места у лидеров ЛДПР и КПРФ Владимира Жириновского (5,19) и Геннадия Зюганова (4,99). А вот лидер «Справедливой России» Сергей Миронов в десятку не попал — он только 11-й (3,91). Следом за ним идет оппозиционер Алексей Навальный (3,9). Для партийно-парламентской элиты присутствие в СМИ важно по определению. Потому их медиаактивность всегда выше влиятельности. К примеру, влиятельность Алексея Навального эксперты оценивают в 3,9 балла, но по «цитируемости в СМИ» (7,52) он опередил даже Владимира Жириновского, став третьим после Вячеслава Володина и Валентины Матвиенко, говорит Борис Макаренко.
Десятку самых влиятельных бизнесменов стабильно возглавляет глава «Роснефти» Игорь Сечин (7,61). За ним следуют гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов (6,55) и председатель совета директоров ООО «Стройгазмонтаж» Аркадий Ротенберг (3,26). Выбыл из первых десяти мест (на 11-е место) владелец «Русала» Олег Дерипаска, а на 9-е место поднялся президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Замыкает десятку президент ВТБ Андрей Костин. Крупный бизнес — единственная группа в политической элите, для влиятельности которой «никакого значения не имеет их “цитируемость в СМИ”», уточнил Борис Макаренко.
Самым влиятельным среди лидеров мнений эксперты назвали главу Русской православной церкви патриарха Кирилла (6,07). На втором месте — глава совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин (5,59).
ЦПТ замеряет влиятельность элиты с лета прошлого года, привлекая к оценке политологов, философов, журналистов. Как говорится в исследовании ЦПТ, российская элита, завершив кадровой ротацией один электоральный цикл (думский), в обновленном составе начала подготовку к будущему президентскому циклу.