Эксперты назвали личные связи главным способом выживания в кризис
Чем выше социальный капитал человека в России, тем чаще он сталкивается с коррупцией и чаще готов к неформальным деловым отношениям, говорится в исследовании РАНХиГС.
Россияне, обладающие высоким социальным капиталом (измеряется количеством социальных связей), гораздо меньше других доверяют официальным институтам и с большей охотой участвуют в неформальных сделках, свидетельствуют данные исследования «Социальный капитал и адаптация населения к экономическим трудностям» (.pdf), проведенного РАНХиГС в конце 2016 года в рамках проекта «Евробарометр в России». Такие граждане, у которых число активных социальных контактов превышает 100, сталкиваются с коррупцией на 40% чаще, чем те, кто обладает небольшим количеством социальных связей. Поскольку число активных социальных контактов коррелирует с экономической активностью человека (например, предпринимательством или желанием им заняться), «наиболее активные в экономическом плане представители общества предпочитают уходить «в тень» — выбирают неформальные схемы получения доходов и решения финансово-экономических проблем, делают вывод авторы.
Среди респондентов, у которых меньше всего социальных связей (менее десяти), никогда не сталкивались с коррупцией почти 64%, а среди людей с высоким социальным капиталом незнакомых с коррупцией лишь около 20%, следует из опроса.
Социальный капитал — один из самых эффективных ресурсов, который в России, как правило, капитализируется через неофициальные схемы, подтверждает директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова. «Институциональная среда в России весьма агрессивна и не создает хороших лифтов социальной мобильности. Использование социального капитала не ограничено никакими факторами и дает максимальную отдачу, поэтому такое поведение людей можно назвать рациональным. Причем ни общественная, ни социокультурная среда их за это не осуждает», — отмечает эксперт.
Доверие к государственным институтам в России снижается с конца 2015 года, а меньше всего им доверяют экономически активные группы населения, отмечали социологи РАНХиГС в конце марта со ссылкой на данные «Евробарометра в России». Такие люди полагаются на себя и на «свой круг» и не рассчитывают на поддержку государства, указывали эксперты.
Кризис сплотил россиян
Для общества в целом социальный капитал стал ключевым фактором, определяющим готовность россиян активно адаптироваться к изменениям в условиях экономического кризиса. Авторы проекта считают, что в последние годы произошла «микросолидаризация» общества в ответ на ухудшающиеся экономические условия. С конца докризисного 2013 года социальный капитал российского населения (среднее количество социальных связей) вырос на 20%, утверждает директор Центра социологических исследований РАНХиГС Виктор Вахштайн. Среди связей выделяются «сильные» (число друзей) и «слабые» (число знакомых).
Обладающие большим социальным капиталом граждане чаще остальных выбирают линию экономически активного поведения: в частности, более 40% из них не исключают возможность дополнительного заработка, тогда как среди тех, кто обладает минимальным числом социальных связей, не откажутся подзаработать только 16%. Социальные связи — один из самых эффективных ресурсов поиска источника дохода, констатируют авторы исследования. Так, благодаря помощи родственников, друзей или знакомых работу смогли найти 46% опрошенных. Кроме того, социально активные граждане в полтора раза чаще рассматривают возможность открыть свой бизнес или уже ведут предпринимательскую деятельность.
Высокий уровень социального капитала помогает решить острые финансовые проблемы — например, при потере работы. Здесь ключевую роль играет наличие «сильных» связей, то есть близких доверительных контактов, указывают эксперты РАНХиГС.
Выборка «Евробарометра» составляет 6 тыс. человек. В исследование входят десять регионов, в каждом из которых опрашивается по 600 человек.
Екатерина Копалкина
Источник: “РБК”