Софийская овощебаза в Санкт-Петербурге попала под внимание чекистов, потому что раньше там уже находили пособников террористов
Пока столичный дизайнер Фатима Мисикова, из-за которой случилась перестрелка около ресторана Elements, а затем были задержаны генерал СКР Денис Никандров и лидер отечественных мафиози Захарий Калашов (Шакро Молодой), скрывается от следствия, спецслужбы проверяют бизнес её отца и брата. Таймураз и Руслан Мисиковы контролируют крупнейшую питерскую овощебазу, через которую в Россию приходит 70% всех импортных фруктов. Ранее там уже задерживали пособников террористов и теневых финансистов.
Отец семейного бизнеса
Основатель семейного бизнеса — 75-летний Таймураз Мисиков, который родился в Северной Осетии. Софийскую овощебазу он возглавил в начале 90-х. Делами он управляет через фирму “Нарт”. Мисиков-старший в ней директор, а Руслан — заместитель. Согласно СПАРК, до недавнего времени он же был основным совладельцем базы — через компанию “Здоровье”.
Сейчас Софийская плодоовощная база считается крупнейшей на Северо-Западе России. Её площадь — 32 гектара, это примерно 45 футбольных полей. Территорию делят пополам железнодорожные пути. По ним товарняки подвозят грузы к складским терминалам — всего более 60 тысяч тонн в год.
Площадь складов — почти сто тысяч квадратов. Через базу проходит до 70–80% импортных фруктов и овощей, которые потом продают по всей России. Сюда ежедневно приезжает примерно две тысячи фур, в основном из стран ближнего зарубежья. Недавно Мисиков-старший решил расширяться и выращивать собственные сельхозтовары. Как написано на сайте “Нарта”, компания подыскивает для этого подходящие земли на юге страны.
Чтобы многочисленным деловым партнёрам и гостям было где жить на время переговоров, прямо на территории построили одноимённую гостиницу. Рядом разбили несколько кафе. А при въезде возвели бизнес-центр. Там “живут” фирмы, арендующие офисы у Мисикова.
Основные доходы “Нарт” получает от арендных платежей: согласно СПАРК, выручка “Нарта” в позапрошлом году составила почти полмиллиарда рублей.
База давно находится в поле зрения оперативников: в октябре 2013 года сотрудники местного ОБЭП даже нагрянули туда с обысками. Поводом стали данные о незаконной банковской деятельности на территории предприятия. Тогда задержали представителя азербайджанской диаспоры Натика Гасанова и десятерых соучастников. Гасанов торговал на складе оптом и, по версии следствия, параллельно занимался обналичкой. Незаконный доход от неё оценили в 17 миллионов рублей.
С базой были связаны и люди, обвиняемые в пособничестве терроризму. В мае 2016 года следственный отдел по Невскому району возбудил дело по статье “Содействие терроризму”. По ней задержали коммерсантов с Сенного рынка — уроженцев Таджикистана Фируза Шукурова и Орзу Ризоева.
— Шукуров арендовал склад в ЗАО “Нарт”, регулярно туда ездил. Будучи вербовщиком ИГИЛ*, присматривал потенциальных кандидатов и в этом месте, — рассказал собеседник Лайфа из ГУ МВД “Центр Э”.
По данным Лайфа, после теракта в питерском метро на базу приходили спецслужбы — искать нелегальных мигрантов и пособников террористов.
Замгендиректора “Нарта” Руслан Мисиков подтвердил Лайфу, что к ним приезжали с проверкой силовики, но ничего подозрительного не обнаружили.
— Была проверка, приходила. Мы относимся к таким проверкам с пониманием. Более того, у нас есть собственная служба безопасности, которая работает по нелегальным мигрантам, и вот уже более двух лет проверки показывают, что у нас на территории нелегальных мигрантов нет. Потому что мы предъявляем очень жёсткие требования к нашим арендаторам и сотрудникам, — рассказал Лайфу Мисиков. — У нас есть даже соглашение с районным отделом внутренних дел, чтобы они приезжали с рейдами. И в течение дня минимум два раза к нам приезжает патрульная машина. Если мы кого-то задерживаем без документов, передаём полиции, они потом разбираются.
Дочь и сын
Имя дизайнера и дочери директора овощебазы Фатимы Мисиковой стало известно после перестрелки в Москве на Рочдельской улице у ресторан-бара Elements. Мисикова сочла, что ей задолжали за создание дизайнерской концепции ресторана.
Владелица бара Жанна Ким познакомилась с Мисиковой и попросила создать с нуля интерьеры. Когда работы в ресторане были завершены, Ким заявила Мисиковой, что она ожидала увидеть другой результат, поэтому расторгла с ней договор.
Ким к этому моменту уже выплатила дизайнеру 600 тысяч евро. Однако Мисикову такая сумма не устроила, и, как считает следствие, она обратилась к своему знакомому — вору в законе Захарию Калашову, чтобы тот помог ей выбить остальное.
Как считают оперативники, Калашов пообещал всё решить. Вскоре Жанне Ким позвонил неизвестный и, представившись юристом Мисиковой, предложил уладить конфликт. Уже на следующий день, 14 декабря 2014 года, около 21 часа в помещение Elements приехала группа “юристов”, которую возглавлял криминальный авторитет Андрей Кочуйков по кличке Итальянец, работавший в бригаде Шакро Молодого. Тот потребовал отдать ему якобы недополученные девять миллионов или переписать ресторан на него. Ким позвонила своему адвокату Эдуарду Буданцеву, бывшему офицеру РУОП.
Буданцев приехал со своей группой поддержки, словесный конфликт перетёк в физический и вылился на улицу. Мужчины достали оружие и начали палить друг в друга. В итоге Буданцев убил двух человек Итальянца и пятерых ранил.
Случившееся повлекло за собой череду уголовных дел, затронувших даже верхушку столичного следствия. Первым задержали Итальянца, потом его босса Шакро Молодого. На них завели дело по статье 163 УК РФ (“Вымогательство”). Мисикову по делу о вымогательстве объявили в международный розыск.
Затем был арестован замглавы всего московского следствия, генерал-майор юстиции Денис Никандров. Следователи считают, что тот взялся вызволить из тюрьмы Итальянца за $5 млн. По обвинению в получении взятки также арестовали главу службы собственной безопасности СК, генерал-майора Михаила Максименко и его зама Александра Ламонова.
* Террористическая организация, запрещена в РФ по решению Верховного суда.
Источник: “Life”