Генеральная репетиция всемирной выставки Expo-2020 в Екатеринбурге почти не удалась
Вы когда-нибудь видели, как руководитель крупнейшей корпорации прорывается сквозь пост охраны на встречу с одним из руководителей страны? Или как недоуменные журналисты смотрят прямую трансляцию важного мероприятия, не понимая ни слова, поскольку синхронный перевод заглушает русскую речь? Эти и другие картины корреспондент «НВ» наблюдал в эпицентре событий — на выставке инноваций в промышленности «Иннопром» в Екатеринбурге.
Главное событие лета-2013 в столице Среднего Урала завершилось. Сколько всего было сказано, съедено, подписано, сфотографировано, увидено и обсуждено — перечислять можно бесконечно. Главный вывод, который делают чиновники, — в том, что Средний Урал, якобы, готов к проведению всемирной выставки Expo-2020, за которую борется уже больше года. И «Иннопром», названный с подачи областного руководства главной промышленной площадкой страны, дескать, стал генеральной ее репетицией.
Если первые «Иннопромы», проходившие при меньшем стечении народу и при более скромных участниках, были с региональным послевкусием, почти домашние, с умильными стендами городов области, самым запоминающимся из которых для меня лично был стенд Ирбита с его молзаводом, то сейчас их нет. Они подчеркивали региональность мероприятия, делая его незначительным, «для своих», а стенды крупных компаний и корпораций, которых все-таки удавалось заманить сюда, значительно выделялись на общем фоне. Нынче все иначе: стенды «Лукойла» и Медной компании, Сбербанка и УВЗ, УГМК и «Уральских авиалиний», группы «Синара», РЖД, Росэнергоатома, Минпромторга России и других сразу говорили о достойном уровне.
Посетители интересовались огромными плазменными экранами с умопомрачительной графикой, лоском отдельных экспонатов, ростовыми куклами и различными макетами — от автомобилей и гоночных болидов до человеческих прообразов из самых разных деталей, от уменьшенного вида карьеров до прототипов небольших районов с интенсивной дорожной разметкой. И, конечно, толпился народ преимущественно там, где больше всего было оживления. Если в первые дни здесь ходили чиновники и представители бизнес-элиты, то в выходные выставка распахнула двери всем желающим, по сути, уже перестав быть площадкой международного уровня — не иначе, большой рынок!
Был ли смысл в «Иннопроме-2013»? На этот вопрос, вероятно, никто не рискнет ответить, лишь робко заметив, что это стало неплохой демонстрацией возможностей Урала по приему делегаций со всего мира. Еще несколько лет назад элиты Екатеринбурга, не говоря уже о рядовых горожанах, и подумать не могли о том, что «все флаги в гости будут к нам», и это мероприятие cтанут освещать центральные телеканалы. И вот уж Средний Урал — герой федеральных новостей, правда, ненадолго и то лишь потому, что сюда приехал премьер Дмитрий Медведев. Не будь его, пары-тройки футурологов, бизнесменов и экономистов с мировыми именами, выставка вряд ли стала бы ярким самостоятельным событием, так и оставшись явлением местного пошиба.
Да еще одна беда — визит премьера до последнего откладывался. Потом вдруг часть выставки ради него была полностью перекрыта для посетителей, оказавшихся зажатыми в одном из павильонов без возможности куда-либо выйти. Когда стало понятно, что Дмитрий Анатольевич все же прилетел, было как-то неловко прорываться на встречу к нему, толкаясь рядом с авторитетными генеральными директорами Уралвагонзавода Олегом Сиенко и «УГМК-Холдинга» Андреем Козицыным. Им пришлось буквально доказывать, что они — это они. И что же, таким образом мы будем поступать и во время Всемирной выставки, если вдруг выиграем ее? В этой толчее депутат свердловской облдумы Евгений Артюх, еще недавно бывший доверенным лицом Путина, каким-то невероятным образом протащил через сотрудников Федеральной службы охраны двух не аккредитованных журналистов.
А как быть с конфузом, когда в пресс-центре, где работали сотни журналистов, во время трансляции из зала, куда большинству пишущей братии прорваться так и не удалось, из колонок плазменных экранов шла не русская речь Дмитрия Медведева, а ее синхронный перевод на английский язык? Эти недоработки простительны для местечковой выставки, но не для мероприятия мирового масштаба.
Конечно, политические и экономические инвестиции в Екатеринбург имеют все же шансы принести плоды. И если про первые говорить пока рано — все покажет итог голосования за города-претенденты на проведение в 2020 году всемирной выставки, то об экономике рассуждать можно. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, заочно подсчитывавший доходы от приема гостей «Иннопрома», не стеснялся в расчетах, прикидывая, что каждый бизнесмен оставит в регионе от 10 до 12 тысяч рублей, а поскольку мероприятие посещает 50 тысяч человек, то конечный доход будет исчисляться 600 миллионами. Правда, речь шла не о доходах регионального бюджета, а лишь о выгоде ключевых предприятий инфраструктуры — гостиниц, кафе и ресторанов да, быть может, развлекательных заведений.
— Но суть в том, — уверял глава региона, — что средства все равно останутся в области и будут работать на развитие ее экономики.
Сегодня, когда до определения победителя в гонке за Expo-2020 остается все меньше времени, уместно вспомнить о том, что глобальное мероприятие будет проводиться вовсе не в этих павильонах на болоте, за городом, где никому особо не помешало бы, а совсем в другом месте, на берегу городского пруда, где сейчас нет вообще ничего. Конечно, время для подготовки есть — шесть полных лет. Однако вряд ли за это время случится невозможное, и пробки во все разрастающемся Екатеринбурге рассосутся сами собой, появятся десятки дорожных развязок, тем более что темпы развития города таковы: пока строятся одни эстакады, приходит время возводить другие, при этом число автомобилей на душу населения растет в геометрической прогрессии. Если Екатеринбург победит, откроется новое, до сих пор не переживаемое дыхание, и инфраструктура, наверное, будет развиваться. Но надо ли это уральцам, ведь в случае победы их ждет гигантская многолетняя стройка, подобная той, которую сейчас заканчивают переживать сочинцы? Все ли они довольны своей жизнью и возможностью свободно перемещаться по городу в последние годы? А ведь по завершении гигантской стройки в столице Среднего Урала начнется бесконечный поток политиков и бизнесменов, причем, в отличие от двухнедельной Олимпиады, Expo традиционно длится несколько месяцев в интенсивном режиме. Гости — да, принесут и привезут нам свои деньги, но стоит ли того предстоящее мучение, если даже кратковременный двух- или трехчасовой визит второго лица государства напрочь блокирует одну из многополосных магистралей и подъехать к выставочным павильонам становится невозможным? А чтобы попасть из аэропорта к месту предполагаемого строительства павильонов всемирной выставки надо будет проехать через весь город…
Вопросов пока больше, чем ответов. И страх от масштабного мероприятия, на которое претендует Россия, почему-то есть. В конце концов, нет однозначной уверенности, что проведение выставки как-то кардинально скажется на качестве нашей жизни. Выгода ждет, скорее, элиты, которые смогут поучаствовать в масштабных тусовках, обрести новых друзей и партнеров, вдоволь попиариться, по-прежнему отмахиваясь от проблем простых людей. Впрочем, теперь, когда Екатеринбург оказывается на финишной прямой, от нас уже ничего не зависит, и остается лишь констатировать, что «Иннопром», как и прогнозировалось, собрал около 50 тысяч посетителей. А это, конечно, очень неплохо…
Максим ГУСЕВ
ЕКАТЕРИНБУРГ