Взвейтесь кострами…

19 мая Всесоюзной пионерской организации исполняется 90 лет

 

Правда, Союза давно уже нет, как нет и организации с таким названием. Тем не менее дело предшественников живет стараниями нынешних пионеров. И хотя их значительно меньше, чем когда-то, это совсем не беда. Так считает координатор Московского городского Совета пионерской организации (МСПО) Дмитрий Лебедев, который в беседе с корреспондентами «Нового вторника» рассказал, чем занимаются современные «красногалстучники», с какими проблемами сталкиваются.

– Дмитрий Николаевич, много ли сегодня желающих стать пионерами?

– Желающих-то хватает, но мы не стремимся к массовым приемам и, скорее, подбираем, а не набираем ребят. Ведь быть пионером сегодня совсем непросто…

– В чем, собственно говоря, проблема?

– Только в том, что мы пионеры. Многие ведь считают, что мы живем прошлым, которое, мол, небезупречно, предлагают отказаться от красного галстука, «и тогда у вас все будет хорошо»… Но такой путь для нас неприемлем – несмотря ни на что, мы делаем все возможное, чтобы занимать достойное место в системе детского общественного движения нового века. И, право же, у нас есть чем похвалиться!

Представляете, однажды собрали более сорока тысяч подписей под письмом протеста по поводу размещения американских ракет в Европе. Другое интересное дело – создание «Книги Памяти» с воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны. Позднее нашу инициативу подхватили другие организации, но мы-то здесь были первыми, как и во многих других начинаниях. Проводили, например, «Походы Дружбы» в сельские школы, «Пионерские плавки» на заводе «Станколит» – металлоломто собирали тоннами.

– Но вторсырье нынче не в почете…

– Многие традиционные дела пионеров не потеряли актуальности и в новых условиях – например, тимуровское движение. Практика показывает: нравственный потенциал бескорыстной помощи далеко не исчерпан, несмотря на стремление некоторой части молодежи «делать деньги».

Пионеры не потеряли интереса к экспедициям, в том числе по местам боев и подвигов защитников Родины. Они продолжают работу с малышами, помогают ветеранам и престарелым, участвуют в трудовых десантах, играют в «Зарницу». Чтобы лучше подготовить детей к взрослой и совсем не простой жизни, мы стараемся дать им нужные прикладные навыки – от выживания в экстремальных условиях до азов работы с людьми. Такие учебные программы (мы в шутку называем их «ликбезами») позволяют ребятам узнать и даже освоить до 50 полезных специальностей.

– В чем основные отличия нынешней пионерии от ВПО им. Ленина?

– ВПО была, как ни крути, государственной детской организацией. Теперь таких нет. И это, как ни странно, хорошо. Ведь став государственной, ВПО потеряла свой самодеятельный характер.

– Но в стране активно действуют и «Наши», и «Молодая Гвардия Единой России»,бпрогрессируют другие общественные молодежные движения. Вы с ними разве небобщаетесь?

– Стараемся держать дистанцию. Ведь эти организации находятся, простите за такое выражение, на партийном содержании. Мы же, хотя и зовемся по-прежнему пионерами, от какой бы то ни было припартийности решительно отказываемся. Не хотим вовлекать ребят в политическую борьбу взрослых – это вредно для детей, учитывая их возрастные и психологические особенности. Очень легко тут перейти допустимую для подростка «меру политичности».

– Тем не менее, коммунисты считают пионеров своими. Тот же Зюганов очень любит по весне повязывать галстуки ребятам и делает это под объективами телекамер, прямо на Красной площади. Разве это не знак принадлежности к партии?

– Тут все непросто. Руководство КПРФ старается сохранить традицию преемственности в прежнем виде. Но ситуация-то изменилась радикально! МГПО имеет по этому поводу свою позицию. И не только мы. В стране есть множество (большинство) пионерских организаций, которые выстояли самостоятельно и остались неприпартийными. Поэтому, когда Геннадий Андреевич заявляет с трибуны, что партия воссоздала в стране пионерское движение, он, мягко говоря, лукавит.

– Какие пионерские традиции вам удалось сохранить с прежних времен и что появилось нового?

– Сегодняшние законы отличаются от тех, по которым жили предыдущие поколения, хотя во многом и созвучны. Один из них, например, гласит: «Пионер любит Родину и дорожит своей историей». Это требование организации, а значит и закон для сегодняшних пионеров.

– А призывов, как когда-то у советских пионеров, наверное, и сегодня хватает?

– Мы стараемся отходить от доминирования в организации словесных форм. Да, есть в наших законах слова: «Пионер внимателен к людям», «уважает труд», «верен своему слову, всегда поступает по совести» и другие. Важно, чтобы они стали плотью и кровью организации. Когда законы превращаются в образ жизни ребят, никаких особых призывов не надо. Это становится привычкой. Мы поменяли старый пионерский девиз. Теперь он ориентирует ребят на идеалы гуманного демократического общества: «К борьбе за Родину, добро и справедливость – будь готов!»

– «Все течет, все изменяется» – утверждает философ…

– Да, времена изменились, пришлось меняться в чем-то и нам. Я не вижу в этом ничего страшного. Сегодня у пионеров накоплен солидный опыт существования в разных условиях: в современной школе, вне школы, при ветеранском клубе, даже на квартирах своих родителей – есть и такая форма работы. Это педагогический опыт, который уже можно описывать и распространять.

– И этот опыт сильно востребован?

– Пионеры действуют по всей России и во всех бывших союзных республиках СССР. Конечно, где-то их больше, где-то меньше, но, тем не менее… Крупнейшие организации пионеров в Белоруссии, а в Российской Федерации в Орловской области – «Орлята», в Башкирии – «Пионеры Башкортостана». Большие организации пионеров в Иркутске, Кургане, Нижегородской области, Краснодарском крае…. Где-то они не прекращали свою работу, где-то возрождались позднее. К примеру, Волгоградская областная организация была воссоздана в 1996 году по инициативе ветеранов пионерского движения во главе с Марией Егоровной Чулковой. Когда-то она работала секретарем еще Сталинградского обкома комсомола… Ей сейчас за семьдесят, но своих позиций она не сдает.

Мы, хотя и представители разных поколений, но друг друга хорошо понимаем. Что мне еще дорого в пионерском движении, так это то, что возраст не имеет никакого значения, потому что все мы – товарищи по общему делу.

 

Беседу вели Виктория и Михаил СЕРДЮКОВЫ|

Фото авторов

Ранее

Как его теперь называть?

Далее

Капиталы бегут от коррупции

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru