Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Пятница, 26 05 2017
Home / СЛАЙДЕР / эТалонное будущее?

эТалонное будущее?

Нефтепромышленники пугают очередным ростом цен на топливо.

667

На днях президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль рассказал о ситуации на нефтяном рынке и о его перспективах.

Если смотреть в общих чертах, то всё, в общем-то, не плохо – в прошлом году в России добыли 523 млн. тонн нефти, что на 0.2% выше, чем в 2012, и 668 млрд. кубов газа (рост по газу — около 2%).

Цены тоже были на руку нефтяной промышленности. Ниже 105 долларов за баррель, по данным Союза нефтепромышленников, нефть в 2013 не опускалась. Это выше, чем прогнозы Минэкономразвития при планировании бюджета. То есть лишних денег в бюджете РФ в прошлом году должно было образоваться вагон и маленькая тележка. Не совсем, правда, понятно, где этот вагон и где эта тележка. Правительство РФ о лишних деньгах почему-то помалкивает, и всё больше стонет об экономическом кризисе.

Впрочем, к самой нефтедобыче это не относится. У нефтяников в прошлом году случилось целых два праздника — объединение Роснефти и ТНК в крупнейшую нефтедобывающую компанию мира. По словам Шмаля, мнения по поводу объединения есть разные, но РФ, дескать, «надо иметь мощную национальную нефтяную компанию». Раньше ЮКОС претендовал на эту роль, напомнил Шмаль. Теперь уж больше не претендует…

Второе событие: «В прошлом году мы отметили 60-летие открытия Западно-Сибирской нефтегазовой провинции, — рассказал Геннадий Шмаль. — В этом году будем отмечать юбилей эксплуатации нефте-газового комплекса, который обеспечил особое развитие всей страны, всего Советского Союза».

Радоваться по поводу этого или плакать – вопрос тоже спорный. С одной стороны, нельзя не согласиться со Шмалем в том, что освоение сибирских месторождений – это «подвиг нашего народа в создании уникального народно-хозяйственного комплекса».

С другой стороны, если бы СССР не подсел на нефтяную иглу, быть может, его судьба сложилась бы совершенно по-другому? Нашлись бы какие-то иные резервы, и не нефть давала бы 50% доходов в бюджет, а что-нибудь другое?

Подводя итоги года, не забыл Шмаль ответить на извечный вопрос – а когда же нефть кончится? Как выяснилось, нефти в России много, но добывать ее скоро будет негде: «Во времена СССР объем разведочного бурения составлял 7,5 млн. метров только в РФ, — говорит Шмаль. – А в последнее время — менее 1 млн. Если мы не пробурим скважину, мы может попасть в достаточно сложное положение… Ресурсы и запасы – это разные вещи. Чтобы ресурсы перевести в запасы — это надо пробурить, оценить и так далее…»

С эксплуатационным бурением в России тоже беда – в прошлом году пробурили всего 20 млн. метров, тогда как американцы бурят 100 млн., добывая при этом меньше, чем РФ. «В советское время мы бурили 57 млн. в СССР, и по России примерно 45, — напоминает Шмаль. – Только если мы значительно увеличим объемы бурения, тогда сможем выдержать уровень добычи на сегодняшнем уровне».

Прежде бурение считалось единым производством с добычей нефти. Нынешние нефтедобытчики умудрились бурение отделить, выведя его в непрофильные активы, «в разные сервисные дела и так далее», заметил Шмаль. «Кроме одной компании – «Сургутнефтегаз». В итоге мы имеем засилье иностранных компаний. С одной стороны, это хорошо — они приносят новые технологии, но если сейчас мы допустим, что сервис наполовину перейдет иностранным компаниям, то нам из Вашингтона будут диктовать, сколько нам добывать нефти».

Ну и цены. С ними, как выяснилось, тоже беда. В прошлом году цены на бензин выросли на 7,6% в среднем по стране. Этой весной вырастут еще на 2 – 3 рубля. Как говорится, дальше – больше.

«Когда было мало автомобилей, и они были роскошью, цена затрагивала мало людей. Сегодня это средство организации бизнеса. Откуда среднему классу что-то взять, привезти? Вопрос цены на наших заправках затрагивает интересы очень многих людей», — констатировал Шмаль.

В стране 37 млн. автомобилей, и чтобы люди не страдали, надо просто выдавать им талоны на бензин, уверен президент Союза нефтепромышленников. Такая система, например, есть в Иране – 200 литров в месяц покупаешь по социальной цене, свыше – по рыночной.

Или, например, создать сеть социальных заправок, для людей с низкими доходами и пенсионеров. Бензин там стоил бы на 30% дешевле, предложил Шмаль.

А там, глядишь, Союз производителей молока предложит ввести талоны на молоко. Какой-нибудь союз мясопроизводителей – на колбасу. И желательно не только для пенсионеров – кушать-то всем хочется.

Ориентироваться на доходы в печатании талонов – дело бессмысленное. Какой-нибудь офисный клерк может зарабатывать 70 тыс. руб. в месяц, а за ипотеку отдавать 68 тыс. И дети у него тоже могут сидеть без мяса и молока. А сам он – без дешевого бензина.

Так что ждите талонов, товарищи. В СССР, если кто не помнит, их ввели вскоре после Олимпиады…

Александра АЛЕКСАНДРОВА

Рейтинг@Mail.ru