Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Четверг, 23 03 2017
Home / Общество / Откуда исходит угроза в образовании?

Откуда исходит угроза в образовании?

Психологическая подготовка к ЕГЭ как признание угроз психическому здоровью учащихся.

885

Решение Департамента образования г. Москвы организовать в этом году психологическую подготовку к ЕГЭ означает признание угроз психическому здоровью учащихся, исходящих от технологий итоговой оценки знаний.

Контрпродуктивный критерий эффективности

Чтобы истребить безобразие надо довести его до абсурда. Можно посоветовать Исааку Калине использовать для тренинга школьников перед ГИА и ЕГЭ сурдокамеру, давно апробированную в космонавтике.

С началом проведения в 2001 году эксперимента по совмещению школьного и вузовского экзамена независимые эксперты указывали на угрозу несовместимости ЕГЭ и технологий познавательной деятельности человека.

После обращений родителей в Конституционный и Верховный Суд с иском о неправомерности эксперимента над детьми, череды скандалов, сопровождаемых  ростом числа подростковых суицидов, Указом от 7 мая 2012 года № 599 Президент РФ постановил обеспечить разработку и реализацию до конца 2012 г. мер, направленных на повышение эффективности ЕГЭ.

Воз и ныне там. Четыре года назад модели и факторам разрушения образования была посвящена статья “Цепная реакция коррупции в ЕГЭ”.

Вопреки обещаниям депутата Госдумы Владимира Бурматова исключить из оценки эффективности региональных  органов исполнительной власти самый одиозный критерий — ЕГЭ, Приказ Минобрнауки от 15 января 2014 г. № 14 вновь закрепил его в мониторинге системы образования.

В качестве магистрального пути совершенствования ЕГЭ Минобрнауки выбрана борьба с человеческим фактором путем контрольно-запретительных мер воздействия на психику ребенка в процессе тестовой сверки отрывочных данных о предмете с извлеченными из памяти знаниями.

При этом не выполняется главное требование эффективности оценки – прогностичность и безопасность. Инструментом решения этих задач всегда было искусство учителя при диагностике целостного уровня образования, способностей и потребностей ученика к получению новых знаний.

Характерная для ЕГЭ вивисекция известна многим руководителям по приему надежно вывести подчиненного из равновесия. Достаточно задать ему нелепый вопрос к вырванному из контекста слову или предложению. С этим искусством нас знакомит Василий Шукшин в рассказе “Срезал”.

Медвежья услуга в когнитивных технологиях

Искусство учителя не может сводиться к утилитарной образовательной услуге по передаче и проверке информационных потоков.

Главным содержанием работы педагога всегда была организация сотрудничества, помощь в росте познавательных возможностей ученика.

В отличие традиционного понятия услуга, как действия, приносящего помощь, пользу другому, в “Большом экономическом словаре” (2007 г.) это “виды деятельности, работ, в процессе восполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося существующего продукта… оказание услуги создает желаемый результат” Новая медвежья услуга в “обучении, лечении и культурно-просветительской работе” уже стала притчей воязыцех.

Конкурентоспособность индустриализации СССР,  японского “экономического чуда” и технологических прорывов Америки обеспечил синтез соревнования и сотрудничества людей в процессе труда.

Инновационное развитие сегодня воплотилось в когнитивных технологиях борьбы за конкурентоспособность системы образования.

Деятельность агентуры влияния США в этой борьбе направлена на внедрение в законодательство РФ нового понятия услуга, системы ЕГЭ, отторжение воспитания от образования, замену углубленного усвоения предмета на освоение при ознакомлении и практическом использовании.

Нормативно — подушевое финансирование и ЕГЭ лишило вузы права профотбора необходимого для производства контингента студентов. Когда компетенции пользователя (юзера) несовместимы с творческой работой в коллективе, что  тормозит развитие когнитивных технологий в РФ.

Насилие над личностью

Нарастающий поток подростковых суицидов — лишь вершина айсберга угроз для одаренной личности, исходящих от системы образования.

По данным Следственного комитета РФ в прошедшем году в России в результате суицида погиб 461 несовершеннолетний. Однако оценки этому пугающему явлению нет и после стрельбы в школе с гибелью двух человек.

Создается впечатление, что чиновники страшатся обвинений в некомпетентности по результатам научной экспертизы. Не проводили они и анализ волны суицидов, идущей вслед за сдачей ЕГЭ в Южной Корее.

Точность научного прогноза всегда повергала в шок и советскую элиту.

Как известно, трагический финал эксперимента на ЧАЭС был предсказан за три месяца инженерно-психологической экспертизой Института психологии АН СССР (ИПАН), проведенной под руководством профессора, доктора психологических и кандидата технических наук  Валерия Венды.

Объектом анализа был человеческий фактор, уровень образования, взаимодействие персонала, документация и средства отображения информации – тема прошедшего Апрельского, 1985 года, Пленума ЦК КПСС.

Расплата за научный подвиг наступила, когда стала известна роль политиков в преступном вмешательстве в технологический процесс.

Ведущая лаборатория ИПАН была зверски разгромлена, а ее опыт по созданию когнитивной технологической платформы забыт и по сей день.

После школьного кровопролития не прекращаются попытки доказать случайность трагедии, вместо определения болевых точек системы образования эксперты советуют, как нужно действовать в таких ситуациях, как хранить оружие, повышать квалификацию психологов и охранников.

По поручению Генпрокуратуры РФ столичные прокуроры проверят безопасность школ города и состояние в них воспитательной работы.

Чиновники заранее согласны с диагнозом депрессия, который должен поставить Институт судебной психиатрии им. Сербского. Судмедэкспертам не под силу, да и не по должности раскрывать системный источник тяжелых эмоций и переживаний 15-ти летнего десятиклассника Сергея Гордеева, живущего в благополучной семье, круглого отличника с первого класса.

Систематизация и анализ попавших в СМИ показаний свидетелей говорит о масштабе угроз при  отрыве образования от трудового воспитания.

В дружном и сплоченном физико-математическом классе Сергея считали самым умным, однако у него не было ни друзей, ни врагов.

Чтобы поступить на физмат МГУ в неделю он посещал 8 уроков физики, 6 математики, репетиторов по этим предметам и по английскому языку.

Отдыхом для “надежды школы” была рок музыка, детективы, книги о природных катаклизмах, сладости, а также боевое самбо. Главной радостью стала настройка игровой приставки, ее покупки он ждал пол года. Духовной опорой для него была учительница русского языка и литературы.

После трагедии насилием над личностью выглядит произвол при обращении к вере в Бога, к чтению религиозных книг, поступление в МГУ.

Острые переживания Сергея были связаны с ГИА и ожиданием ЕГЭ.

Перед Новым годом родители нанесли удар по самолюбию сына: забрали до лета любимую  игровую приставку, так как “надо было учиться”.

Реакцией на дефицит воспитания при избытке образовательных услуг стали споры и попытки Гордеева доказать что-то учителю. При этом, по словам сверстников, он был постоянно озабочен вопросом жизни и смерти.

В течение двух лет он повторял, что родители ненормальные, они хотят, чтобы я поступил в МГУ, а я хочу быть бандитом. Жизнь не имеет смысла и очень хочется узнать, что бывает после смерти. Но как умереть, он не знает.

После ссоры с родителями сын заявил о потере веры и цели жизни.

Другие события для психоанализа вряд ли представляют интерес, так как все они – следствие главной причины — насилия над личностью ребенка.

Остановить трагедию было в силах учительнице литературы, случись в тот роковой день с ней встретиться Сергею Гордееву. Сегодня мы пожинаем плоды уничтожения двумя обязательными ЕГЭ не только литературы, но и вместе с великим предметом безопасности образования и воспитания.

Россия получила подарок истории: самодостаточную, не обезображенную реформами от НИУ ВШЭ систему образования Крыма, сохранившую и приумножившую достижения русской и советской школы.

Тревогу вызывают планы Минобрнауки заменить прогрессивную, 12-ти, на 5-ти балльную шкалу оценки и внедрить в Крыму пресловутый ЕГЭ.

 

Олег СЕРГЕЕВ, кандидат технических наук, полковник,

эксперт Всероссийского фонда образования,

ветеран РВСН

Рейтинг@Mail.ru