Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Суббота, 25 03 2017
Home / Политика / России нужен информационный Генштаб

России нужен информационный Генштаб

Почему мы проигрываем информационное противоборство на Украине?

tel
Информация всеобъемлюща. Она присутствует во всех сферах деятельности государства, общества и личности. Вместе с тем сегодня мы можем наблюдать парадоксальную ситуацию складывающейся в информационном пространстве Российской Федерации.

В стране, на огромном пространстве которой естественным образом рождалось великое — всемирно признанные мыслители и ученые, авторы революционных идей и открытий, где веками формировался вселенский масштаб мышления, на государственном уровне отсутствует понимание важности и значимости информационной сферы, в том числе тех угроз, которые таит в себе эта недооценка.

Возможно это одно из худших наследий разрушенного информационными методами Советского Союза, руководители которого также недооценивали как важность информационной сферы, так и стратегическую значимость информационно-телекоммуникационной индустрии.

А противники давно поняли, что информация может выступать как в качестве объекта, так и средства специального воздействия. Информационная сфера используется мировыми центрами силы для достижения политических и иных целей преимущественно невоенными способами с применением специальных сил и методов информационного воздействия на государственные системы, сообщества и персоны с целью стимулирования необходимых процессов, управления социальным поведением сообществ, подчинения воли руководителей стран, свержения власти и изменения политических систем стран.

Примерами таких трансформаций являются события в Ливии, Тунисе, Египте, Сирии и теперь на Украине.

В прессе уже давно действия в информационной сфере по достижению политических экономических и иных целей квалифицируют как информационное противоборство. В эпоху глобализации такая деятельность, осуществляемая ведущими мировыми державами в различных точках земного шара совместно с силами специальных операций, получила название стратегическое информационное противоборство.

В настоящий период указанная деятельность стала определять основное содержание внешней политики ведущих государств в «мирное время».

Следствием эволюции средств и методов достижения политических целей на мировой арене информационная сфера таких мировых держав, как США, Китай, Англия, Германия, Канада, Италия и др. получила статус стратегического ресурса первостепенной важности, такой же, как нефть, газ, золото и другие полезные ископаемые. Это означает, что и обеспечение информационной безопасности стало задачей наивысшей значимости.

В этих странах созданы органы власти и специальные структуры, которые отвечают за обеспечение информационно-технической и информационно-психологической безопасности, а также проведение информационных операций. Разрабатывается информационное оружие. При этом эксперты отмечают, что последствия применения информационного оружия могут оказаться соизмеримыми с действием оружия массового поражения. Создана высокотехнологическая индустрия производства средств информатизации. Выработана и реализуется государственная информационная политика, направленная, в том числе на защиту национального общественного сознания.

Организована специальная работа со средствами массовой информации. Так, например, в США, СМИ, ведущие информационную работу на зарубежную аудиторию, находятся под полным контролем государства. Над наиболее влиятельными СМИ установлен негласный контроль, и их деятельность во многом определяется государственными субсидиями и различными преференциями за «правильное освещение политики руководства США».

За отступление от заданных американским руководством канонов следуют немедленные репрессии, которые выражаются в травле и увольнении с работы журналистов, дикторов и редакторов СМИ, которые осмелились отступить от рекомендаций специальных структур.

К числу мощнейших инструментов влияния на мировое общественное мнение относится, в том числе Интернет, который полностью контролируется компетентными структурами США, так как является частью (открытой подсистемой) Глобальной системы оперативного управления США.

Однако если рассмотреть ситуацию, которая складывается вокруг информационной сферы России, то здесь мы увидим другую картину.

Информационная сфера не имеет того статуса значимости, который соответствовал бы современным вызовам и угрозам. И в целом, современным вызовам и угрозам, а это, прежде всего угрозы в информационной сфере, не придается должного значения.

В Российской Федерации фактически отсутствует полноценная национальная индустрия производства современной вычислительной техники и средств коммуникаций.

Использование импортного оборудования в различных отраслях экономики и государственного управления, которое может содержать вредоносные программы и аппаратные закладки, формирует уязвимость отечественной экономики и систем управления и создает угрозы вывода их из строя в кризисных ситуациях.

В области развития информационных технологий Россия занимает отстающее место. Уровень технологического превосходства ведущих мировых держав в указанной сфере почти абсолютный.

Недооценку масштаба угроз в информационной сфере характеризуют решения ответственных лиц о переводе в рамках административной реформы значительного сектора экономики, управления, взаимодействия государства и общества на использование сети Интернет, которая, как говорилось выше, управляется компетентными структурами США через аффилированные структуры.

При осложнении геополитической обстановки эти и другие факторы технологической зависимости инфраструктуры государственного управления от внешних производителей могут быть использованы против России и способны повлечь невосполнимый ущерб национальной безопасности России. Такие действия последовательно осуществлялись против Югославии, Ирака, Ирана, Сирии и других государств, которые стремились проводить независимую от США политику.

В Российской Федерации в системе исполнительной власти отсутствуют структуры, которые отвечали бы за информационную безопасность в полном объеме, включая сферы информационно-телекоммуникационной индустрии, общественного сознания и культурно-исторического пространства.

В России не создана система государственного информирования населения. Отсутствуют средства государственной информации. Есть корпоративные средства массовой информации, которые занимаются коммерцией на информационном рынке. Можно утверждать, что в России по формальному признаку в теле-радио- эфире нет и государственной информации, за исключением проектов, созданных на государственные субсидии, которых ничтожно мало. Особенно это касается категории «новая информация», то есть новостей, программ он-лайн, новых фильмов и постановок, того что привлекает внимание аудитории в первую очередь.

В Интернете присутствует информация органов власти, и субсидированных проектов, являющихся «государственной» собственностью. Но эта собственность и соответствующий информационный обмен могут находиться под внешним контролем, и, при необходимости, (в момент «ч»), частично или полностью могут быть разрушены хозяевами Интернета.

Образно говоря, информационная сфера ничем не защищена и открыта практически для всех видов информационного проникновения, в том числе деструктивного и враждебного. Точнее, она фрагментарно защищена отдельными органами власти в сферах, относящихся к их компетенции, как правило, касательно сведений, составляющих государственную тайну.

А остальное, что называется, в открытом доступе.

Такой «доступ» организован из-за рубежа по теле-радио-каналам и Интернет, через которые осуществляется растлевающее информационное воздействие непосредственно на общественное и персональное сознание, прежде всего с целью «политического разложения» российского общества.

Однако, и российские теле-радио-каналы недалеко ушли от зарубежных вещателей в растлении собственного населения, особенно молодежи. Достаточно сказать, что доля социально значимых проектов в теле-радио-эфире, получающих государственные субсидии и имеющих просветительскую, воспитательную и патриотическую направленность, не превышает 5 %. В основном эфир заполнен коммерческими проектами, имеющими либо развлекательную направленность, либо содержащими сцены насилия, преступных деяний, очернительства представителей органов власти и правоохранительных органов.

Современное состояние информационной работы с население характеризуется неопределенностью в сфере идеологии. При этом под идеологией понимается система политических, экономических, исторических и духовно-нравственных ориентиров, позволяющих обществу вырабатывать адекватное отношение к действительности. Идеология рассматривается в этой связи как системная, психологическая и поведенческая основа политического управления.

В США, например, никогда не забывали заветов основателей страны о «богоизбранности Америки», что по сей день является важнейшей основой общества и государственной, в том числе внешней, политики. Вся система внешней пропаганды в США принадлежит государству и финансируется из федерального бюджета.

В России неопределенность в сфере идеологии не способствует ни укреплению государства, ни становлению гражданского общества. Российское общественное сознание характеризуется мировоззренческим расколом. Это создает благоприятную почву для ксенофобии, расовой и религиозной неприязни, лежащих в основе многих внутренних конфликтов на постсоветском пространстве.

Первоочередное значение для России на современном этапе имеет проблема сохранения единого исторического сознания и «общего потока национальной истории». Информационное противоборство все заметнее распространяется на историческую сферу. Особое место здесь принадлежит стремлению пересмотреть общепринятые оценки истории Великой Отечественной войны и навязать их России. Это долгосрочная стратегия, нацеленная на трансформацию российской ментальности под западные стандарты, исключающие традиционный для народов России высокий уровень патриотизма и оборонного сознания. Ее основной идеей является попытка возложить на русских ответственность за все «грехи тоталитаризма» и на этой основе предельно ограничить роль России в мировой политике. Отдельное место занимают искажения и небылицы, посвященные историческим событиям, в том числе и Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г. Российскими режиссерами снимаются фильмы, которые имеют мало общего с важными историческими деталями, реальными фактами ожесточенной борьбы с фашистами. Так называемое «авторское видение» исторических событий, рождает на свет бредовые выдумки о штрафбатах, фантастических разведчиках и диверсантах, не уставных отношениях в период военного времени, похабщине и разнузданности советских воинов и многом другом, очерняющем светлую память о павших в той страшной войне. При этом мнение ветеранов, которые реально все это прошли и еще живы, не учитывается. Их просто не приглашают в качестве консультантов «из экономии». Такая «экономия» унижает и обесценивает их заслуги, закладывает в сознание, прежде всего молодежи, искаженные ориентиры и ценности, снижает пороги дозволенности и в целом наносит вред психологическому здоровью подрастающего поколения. К сожалению, свобода слова и самовыражения у отдельных деятелей массмедиа стала трансформироваться во вседозволенность по имя «прибылей акционеров».

Серьезное беспокойство вызывает в этой связи состояние внутрироссийского информационного поля. Государство, имея ограниченные возможности вмешиваться в деятельность российских СМИ, лишено и каких-либо альтернативных возможностей прямого государственного информирования общественности. Интерпретация информации и определение ее приоритетов осуществляется самими СМИ. В результате это может приводить к искажению характера содержания информации в ущерб интересам государства и общества.

Не случайно источником значительной части материалов, используемых в антироссийских кампаниях за рубежом, являются отечественные СМИ. Здесь же продолжаются настойчивые попытки диффамации основ российского мировоззрения, сочетающего в себе нравственные устои традиционных вероисповеданий и веротерпимость, цивилизационное богатство Востока и Запада, общероссийское единство в культурном многообразии народов. Все указанные проблемы необходимо разрешить в рамках разработки и реализации государственной информационной политики, которая должна стать идеологической основой информирования мировой общественности и населения Российской Федерации.

«Российский сегмент сети Интернет» – отдельная и очень важная тема для обсуждения. Свобода российского сегмента всемирной сети возведена в ранг незыблемого канона. Этот канон рассматривается как выстраданное право граждан новой России на свободу слова и самовыражения. Поэтому все попытки постановки вопроса о регулировании Интернета, повышения эффективности противодействия использованию интернет-технологий в преступных целях рассматриваются российским и зарубежным интернет сообществами как посягательство на свободу. При этом от населения намеренно скрывается тот факт, что российский Интернет является одним из наиболее свободных в мире по сравнению с другими странами, которым в иных областях бездумно и масштабно подражают.

Доминирует мнение, что реальной альтернативой государственному регулированию сети могла бы выступить схема общественного саморегулирования, в которой роль регуляторов должны взять на себя общественные организации интернет пользователей. Однако, несмотря на достаточно долгое обсуждение мер, направленных на противодействие угрозам враждебного и деструктивного использования сети, механизмы общественного саморегулирования работают не эффективно.

При этом, следует отметить, что в ряде развитых стран меры по регулированию Интернета приняты и достаточной серьезные.

Справочно: В Китае создана система внутреннего Интернета (INTRONET). Это высокозатратный национальный Интернет ресурс, в котором отсутствует так называемый агрессивный контент, наполнение и сопровождение которого находится под полным государственным контролем. Несмотря на большие расходы, китайское руководство пошло на такие меры, которые направлены, прежде всего, на обеспечение информационно-психологической безопасности общества, противодействие подстрекательству и разжиганию межнациональной розни. Выход в открытый Интернет, к которому в России имеет каждый школьник, владеющий компьютером, осуществляется через сервера, контролируемые спецслужбами КНР, и осуществляется уполномоченными для этого должностными лицами. В рамках китайского INTRONET осуществляется и межведомственное взаимодействие в интересах государственного управления. Несанкционированное проникновение во внутреннюю сеть КНР с враждебными целями или деструктивные действия в сети китайских граждан строго преследуются по закону.

В США для защиты критических объектов информационной инфраструктуры также создан высокоскоростной и сверх защищенный INTRONET (проект ИНТЕРНЕТ – 2), из которого связь с открытым Интернетом невозможна, так как она разорвана физически. В настоящее время указанная система составляет основу Национальной системы оперативного управления США. Однако доступ к открытому Интернету в США есть и регулируется в каждом штате по своим законам, в том числе достаточно жестким.

Можно привести еще много примеров государственной политики, направленной на защиту собственного населения от деструктивного информационного воздействия. Крайней мерой, например, является решение Госсовета Бирмы (Мьянмы) о запрете мобильных телефонов и Интернета, чтобы они не вредили здоровью нации.

Наблюдается устойчивый рост преступлений, связанных с использованием интернет-технологий. Несмотря на активную работу компетентных органов, и увеличение раскрываемости преступлений, синхронно с взрывным ростом количества пользователей сети растет число ресурсов, содержащих агрессивный контент.

Новым феноменом Интернета являются социальные сети. Опять же следует отметить, что социальные сети не контролируются российскими структурами. Не смотря на то, что блогосфера это явление, существующее недавно, оно уже проявило себя, в том числе и с негативной стороны. Через этот новый инструмент информационного воздействия из-за рубежа активно ведется работа с блогерами, в том числе для вербовки контингента влияния в интересах зарубежных стран и привлечения пользователей российского сегмента сети к антироссийской деятельности на платной основе.

Поэтому, безапелляционное отстаивание безграничной свободы Интернета это фактически защита права другой страны, а именно – США, реализовывать свои интересы в России, посредством манипулирования российским интернет-сообществом.

Вот пример. Российские эксперты, изучающие мотивации современных террористов, в том числе смертников приходят к выводам, что склонность молодых людей к террористической деятельности независимо от национальности и вероисповедания во многом формируется под воздействием российских СМИ, прежде всего, телевидения и Интернет. То же можно сказать и о формировании экстремистских и протестных выступлений, к формированию которых в дополнение к вышеназванным причинам можно отнести рост социального неравенства, существование несправедливых социальных лифтов, отсутствие возможности профессиональной реализации и трудоустройства. Органы власти, ориентированные на работу с молодежью, не имеют эффективных инструментов для работы с нею и ситуацию контролируют лишь поверхностно.

Таким образом, в информационной сфере Российской Федерации формируется тревожная ситуация.

На фоне событий на Украине вокруг России опять, как это было в августе 2008 года, сложилась крайне негативная информационная обстановка, основу которой составляют искаженные факты, ложь и фальсификация, распространяемая украинскими и зарубежными СМИ. Вооруженное противостояние на востоке и юге Украины, инспирированное украинскими националистами, захватившими в результате насильственного переворота власть в Киеве, обеспечивается ведением ожесточенного информационного противоборства.

При этом главными противниками киевской хунты являются собственное русскоязычное население и … Россия.

На фоне информационного подавления указанных объектов украинскими и западными СМИ осуществляется целенаправленный обман украинской и мировой общественности. Непосредственную поддержку этим действиям открыто оказывают силы специальных операций западных стран, прежде всего США, Англии и Германии. При практически абсолютном доминировании прозападных СМИ осуществляется очернительство любых действий России, а также разжигание русофобских настроений, как в западных странах, так и на Украине.

Масштаб одурманивания украинского населения таков, что любое ухудшение жизненных условий, в котором виноваты, прежде всего, киевские власти, простыми людьми мгновенно отождествляется как враждебные действия России. Такое стало возможным, как теперь становится понятно, потому, что в течение всего постсоветского периода (то есть более 20 лет) на Украине целенаправленно насаждалась ненависть ко всему русскому. Враждебные настроения сформировались даже у близких родственников. Что говорить о целом поколении молодежи, выращенной в отравленной ложью информационной среде.

Теперь вопрос о том, что Россия из самых лучших побуждений не вмешивалась во внутренние дела Украины, в то время как в течение 20 лет западные спецслужбы формировали антироссийские легионы среди всех категорий граждан, можно рассматривать, скорее всего, как серьезный политический просчет, который уже наносит колоссальный ущерб национальной безопасности Российской Федерации и который необходимо срочно исправлять, так как происходящее, по всей видимости, только начало.

На фоне абсолютного информационного превосходства иностранных СМИ работа российских СМИ (за редким исключением — «Russia Today») выглядит детской беспомощностью. По многим каналам идут одни и те же комментарии и кадры и, что поразительно, распространяется дезинформация, которую российские журналисты, видимо, берут из украинских и западных СМИ. То есть по отдельным эпизодам и в российских СМИ идет то же вранье, которое распространяют среди зарубежных обывателей прозападные СМИ.

В отличие от работы иностранных СМИ, за которой чувствуется жесткое оперативное руководство, российские журналисты работают бессистемно, шаблонно и не всегда оперативно и грамотно. С российской стороны, несмотря на обилие выигрышных фактов и информации, не осуществляется должной контрпропагандистской кампании, которая могла бы изменить мировое общественное мнение в пользу России.

Не смотря на то, что сутью действий украинских националистов является террор, на основе которого произошел, в том числе захват власти, ни один эксперт или журналист не квалифицировал действия националистических организаций, приведшие к многочисленным жертвам мирного населения как террористические акты. Будучи легализованными в виде национальной гвардии и специальных батальонов эти силы продолжают террористическую деятельность против собственного населения.

При том, что американские политологи сами признают, что в США нет свободы слова, что в США уже нет и демократии, что США пропагандируют чуждые другим народам «ценности» и модели образа жизни, что США сами являются родоначальниками международного терроризма, что США на Украине под видом продвижения демократии открыто поддерживают фашистские организации и террор, развязанный ими против собственного народа, указанные аргументы слабо используются российскими СМИ в ведении информационной работы.

Беспрецедентная ситуация, созданная самими американцами и сутью которой является прямой обман своих избирателей и мировой общественности Президентом США Б.Обамой, умышленно искажающего реальные факты о событиях, как в Киеве, так и в юго-восточных городах Украины (в 2008 году на такое отважилась только Кондолиза Райс, обманув американцев заявляя, что войну в Южной Осетии развязала якобы Россия), также не используется для разоблачения дезинформации.

Можно констатировать, что с российской стороны информационное противоборство ведется проигрышно.

Это повторяющееся информационное бессилие, подобное тому, как в августе 2008 года мировые СМИ полностью извращали действия России, является лишним свидетельством того, что правильных выводов их тех событий не было сделано, необходимых мер не было принято, что и загнало Россию в ситуацию информационной импотенции. Ситуация повторяется только в еще худшем исполнении, так как ее дальнейшее развитие может привести к гражданской войне на Украине, в отношении которой Россия не сможет оказаться безучастной. И в эту ситуацию Россия (в результате запаздывания и отсутствия адекватных мер) может войти в положении оболганного и оправдывающегося субъекта.

В связи с тем, что деструктивная информационная деятельность ведущих западных держав, осуществляемая в различных точках земного шара совместно с силами специальных операций, сегодня стала определять основное содержание внешней политики ведущих государств в «мирное время», а также вследствие надвигающихся на Россию угроз, связанных, прежде всего, с провальной информационной деятельностью, неспособностью эффективно проводить специальные и информационные операции в ближнем и дальнем зарубежье, представляется целесообразным принять следующие меры усиления:

1. Необходимо или наделить полномочиями существующий, или создать новый орган ответственный за обеспечение национальной безопасности России в мирное время. Основным содержанием деятельности указанной структуры должно стать оперативное управление информационным противоборством и специальными операциями. В его компетенции также должны быть разработка и реализация государственной информационной политики , обеспечение информационной безопасности Российской Федерации, координация деятельности СМИ, информационных служб, специальных сил органов власти России и др.

2. Под эгидой указанной структуры должны быть созданы система государственного информирования, включающая систему формирования мирового общественного мнения и ее важнейший инструмент — систему внешней информационной пропаганды , средства государственной информации и российский INTRONET (российский Интернет). Их основной задачей должно стать ведение разъяснительной, воспитательной, образовательной, патриотической имиджевой и других видов информационной работы, как в России, так и за рубежом. Непосредственную реализацию указанной работы на уровне ведомств должны осуществлять подразделения, подчиненные указанной выше структуре, входящие в состав всех органов власти.

3. В составе указанного органа необходимо предусмотреть подразделение ответственное за разработку идеологем, руководящих идей и креативных решений, в том числе по нестандартным, а также нетрадиционным действиям.

Можно продолжить перечень рекомендаций по повышению эффективности мер, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в новых условиях, но это будет уже другая статья.

Сергей УСТЮГОВ, полковник, кандидат военных наук

От редакции: данная статья направлена ее автором, специалистом по информационным войнам, руководству Совета Безопасности РФ
Фото: fresher.ru

Рейтинг@Mail.ru