Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Суббота, 10 12 2016
Home / В Мире / Закон о капиталистическом соревновании

Закон о капиталистическом соревновании

Олег Сергеев – о развитии системы образования в США.

kongress-pic452-452x452-70777

9 августа 2007 г. Конгрессом США был принят закон о национальной научно-технической и образовательной политике, именуемый кратко «Закон о соревнующейся Америке».

Символом закона явилось учреждение «Национальной технологической и инновационной медали» вместо медали «За технологии и инновации», и смена названия «Программа образования в области естественных наук» на «Программа образования в сфере естественных наук, технологии, инжиниринга и математики».

Первый, наиболее трудный этап системного анализа содержания указанного федерального закона взял на себя ветеран Института проблем развития науки при Президиуме Российской академии наук Гавриил Хромов.

Научное обслуживание производства

Официальное название, раскрывающее содержание закона, гласит: «Америка создает возможности для целенаправленного укрепления своего превосходства в технологии, образовании  и науке».

Угрозу мировому лидерству США видят в потере молодыми американцами интереса к естественным и техническим наукам. Только  15 % выпускников вузов выбирают эти специальности, и только один из 550 поступивших в высшую школу получает статус профессионального ученого.

Главной причиной этого явления считается незнание элементарной алгебры, неспособность школьников понимать прочитанное (дислексия) и четко формулировать излагаемые мысли. Пробелы в образовании закрывают этническим меньшинствам и беднейшим слоям населения Америки путь к высшему образованию и к росту социального и имущественного статуса.

Вступивший в силу через 87 лет после Плана ГОЭЛРО «Закон о соревнующейся Америке» обязал Президента США обеспечить в полной мере:

– вложение интеллектуального ресурса в развитие инновационного производства, объединить усилия промышленности, бизнеса и университетов по минимизации деловых рисков долговременных инновационных проектов;

– влияние федерального образовательного стандарта по естественным наукам, математике и навыкам чтения на качество подготовки студентов, инновационную активность вузов и академической науки, на профессиональный рост рабочей силы в сельских и экономически неблагополучных регионах.

Решение этих задач призвано стимулировать «научное обслуживание производства» высококвалифицированными и высокооплачиваемыми специалистами по комплексному внедрению результатов научных исследований и промышленных технологий, менеджмента, вычислительной техники, теории операций и юриспруденции в рамках созданной инновационной платформы.

Платформа, как конструктор ЛЕГО, позволяет собрать конфигурацию (инжиниринг) моделей технологий, открытых к новым научным знаниям.

Заметим, инновационная платформа не есть комплекс оригинальных технических решений, ее содержанием служит творческая мысль конструктора в виде математической модели «зашитой» в электронную память суперЭВМ.

Эффективность платформы определяет интеллект инженера в приведении технологий к виду, удобному для математического моделирования и в создании современного программного обеспечения для суперЭВМ.

Национальная программа технологий и инноваций

Наполнить платформу инновационным содержанием призвана программа интеграции образования, науки и производства, включающая ряд направлений.

Создание в регионах США долгосрочных промышленных кластеров из фирм, университетов, исследовательских центров, бесприбыльных научных организаций и правительственных структур штатов, ведущих исследования, разработки и производство инновационных технологий и продукции.

Укрепление мирового лидерство США в создании и применении передовой вычислительной техники, электронных информационных сетей и соответствующего программного обеспечения.

Развитие национальной кибер инфраструктуры для работы с большими информационными массивами и выполнения обширных вычислений всеми научно-исследовательскими организациями, объединенными цифровой связью.

Использование всем научным сообществом США инфраструктуры исследований, находящейся в ведении федеральных ведомств и университетов.

Открытие междисциплинарных программ поддержки исследований и разработок для математического моделирования, включая соответствующую сферу передовых ИКТ и высокопроизводительных средств вычислений.

Интенсификация междисциплинарной интеграции фундаментальных исследований с высоким уровнем риска и научной новизны в естественных науках, математике, технологических исследованиях и разработках, развитии инженерного дела и образования. Учреждение в интересах перспективных проектов ведомственных фондов за счет бюджета исследований и разработок.

Сохранение опыта и воссоздание реверсных и критических технологий.

Продуцирование инноваций в инженерном деле, фундаментальных и технических науках на базе сформированной сети научно-исследовательских институтов с центрами в национальных лабораториях и ведомствах.

Формирование сообщества высококвалифицированных специалистов в сфере естественных наук, технологии, инжиниринга и математики (НТИМ) для производства; создание условий для работы молодого инженера и ученого по собственной теме исследований в технических науках; материальная поддержка инженеров и математиков в начале их профессионального становления.

Демонстрация инте6ллектуального ресурса выдающихся ученых из университетов, исследовательских центров промышленности и национальных лабораторий, мотивация студентов к научной карьере в сфере НТИМ.

Учреждение Агентства прорывных исследовательских проектов в энергетике (Advanced Research Project Agency – Energy; ARPA-E) для внедрения в условиях  коммерческого риска инноваций в энергетические технологии.

Выработка рекомендаций по укреплению мирового инновационного лидерства США, включая развитие национального кадрового потенциала профессионалов, способных к творчеству, ясному пониманию специальности, склонных к лидерству, коммуникабельных, умеющих изложить проблемы НТИМ.

Платформа дополнительного НТИМ образования

Платформой для технологического прорыва «Закона о соревнующейся Америке», как и в Плане ГОЭЛРО, служит дополнительное образование.

Эффект дополнительного образования при интеграции формальной и неформальной составляющей обучения открыл великий немецкий ученый Александр фон Гумбольдт (1769-1859), предложивший студентам одновременно изучать дисциплины и вести научные исследования.

Инновационный ресурс образования многократно усиливается за счет эффекта дуализма платформы НТИМ, открывающей дополнительные возможности  получения новых знаний в междисциплинарной области исследований.

К числу условий инновационного развития образования относится привлечение студентов вузов к междисциплинарным исследованиям и создание междисциплинарных программ в сфере НТИМ для школ и младших колледжей.

Демонстрация в профильных классах общеобразовательной школы результатов исследований и разработок. Ежегодно, в «Дни естественных наук, технологии, инжиниринга и математики» проведение тематических уроков.

Цель программы «Согласование содержания школьных программ штатов с требованиями вузов и с общенациональным образовательным стандартом» состоит в ликвидации разрыва между содержанием школьного образования и требованиями к поступающим в вузы с учетом прогноза массива знаний и навыков, определяющих подготовку специалистов 21-го столетия.

На администрации муниципалитетов и штатов, объединения предпринимателей, спонсоров и родителей учащихся возложена ответственность за качество образования в сфере НТИМ и обеспечение поступления школьников из этнических меньшинств и племенных сообществ в местные вузы.

Программа создания при национальных лабораториях «Центров превосходства» с лучшими преподавателями и материально-техническим оснащением должна обеспечить рост потенциала специалистов в сфере НТИМ за счет образцовой переподготовке учителей из школ с учениками из бедных семей и текучестью учительских кадров. Из числа окончивших курс будет сформирован контингент  преподавателей для новых центров превосходства.

Программа “Учитель конкурентоспособного завтра” направлена на подготовку магистров педагогики в области НТИМ и критически важных иностранных языков; рост академического уровня средней школы и подготовку учеников к поступлению в вузы или колледжи.

В рамках указанных программ формируются навыки чтения и понимания научно — технических текстов, разговорной речи прямого общения, умения разъяснить суть  собственной научной деятельности на понятном собеседнику языке. Предусматривается межпредметное объединение учебных дисциплин сферы НТИМ и критически важных  иностранных языков.

В интересах обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности в США разрабатывается перечень критически важных иностранных языков. Введена в действие программа грантов для колледжей, ведущих обучение испано-язычных студентов по тематике НТИМ.

В задачу «Национального совета по перспективным методикам преподавания и изучения естественных наук, технологии, инжинирингу и математики» входит оценка эффективности и отбор лучших в мире учебных программа и методик преподавания в средней школе дисциплин сферы НТИМ, изучение специфики работы с учащимися, имеющими  различную базовую подготовку.

Внимание учителей концентрируется на важности информации об успехах выпускников и новейших достижениях в методологии, науке и технике.

Реализуется программа повышения уровня научно-методической подготовки учителей — лидеров школьных  педагогических коллективов в сфере НТИМ и знании критически важных  иностранных языков.

Дополнительное образование в летнее время призвано совместить летний отдых учащихся средней школы с усвоением навыков эвристического подхода к решению проблем, пополнением знаний в сфере НТИМ с учетом требований к поступающим в вузы данного штата. Предусмотрено ознакомление учащихся с жизнью коллектива национальной лаборатории, спецификой исследовательской деятельности, усвоение элементарных навыков научного эксперимента.

Другой задачей служит работа с отстающими и учениками из этнических меньшинств и семей с низким доходом, а также со слабо владеющими английским языком, их стимулирование к продолжению образования.

«Летняя школа» или «летний институт», организованный на базе  вуза или национальной лаборатории, осуществляет повышение квалификации учителей школ по тематике НТИМ, методическую подготовку и освоение новых средств обучения. Лекционный курс и практические занятия дополняются прямым диалогом обучаемых с учеными из нескольких вузов и национальных лабораторий.

Программа «Математика в учебных программах средней школы» призвана повысить квалификацию учителей математики и обеспечить усвоение учениками курса алгебры при внедрении оригинальных технологий, разработанных совместно профессиональными математиками и педагогами.

Одним из требований квалификационного сертификата учителя математики является умение объективно оценить успехи учащихся и выявить неуспевающих.

Программы привлечения талантов к тематике НТИМ включают исследование процессов изобретательской деятельности, разработку методик междисциплинарного обучения и повышения квалификации учителей.

Программа «Лабораторная наука» призвана устранить последствия дефицита практики в лабораториях и клиниках, что препятствует карьерному росту специалистов, и сформировать теоретическое и практическое мышление при интеграции аудиторных занятий с экспериментами в лаборатории.

В России те же проблемы решает множество программ и федеральных законов: “Об образовании в РФ”, «О РАН», «О науке и государственной научно — технической политике», «О техническом регулировании», «О промышленной политике в РФ», а также концепции развития математического и дополнительного образования детей, концепция ФЦП развития образования на 2016–2020 годы в РФ.

Очевидным преимуществом «Закона о соревнующейся Америке» перед законодательством РФ служит единая платформа интеграции образования, науки и производства на базе четко сформулированных  понятий технология и инновация.

Американский закон — акт прямого действия, не требующий для исполнения дополнительных подзаконных актов. Его программная структура обеспечивает четкость предписаний, точечный контроль и ответственность за реализацию государственной научно-технической и образовательной политики.

Утрату программного ресурса сопровождает коррупционность и аварийность.

Неприемлемое администрирование структурных подразделений  РусГИДРО открыло череду крупнейших в мировой практике аварий, в том числе на СШГЭС и Загорской ГАЭС с много миллиардными потерями бюджета страны.

Из-за непригодности наземной платформы ракеты «Тополь» для морской «Булавы» ГРЦ им. Макеева вновь ведет разработку более совершенного изделия.

Сокрушительный удар по дополнительному образованию нанес ЕГЭ и его синдром суицида, выявленный ВОЗ четыре десятилетия тому назад.

Эти обстоятельства служат тормозом для Национальной технологической инициативы Президента РФ – стратегии перехода к новому технологическому укладу и выходу из кризиса на основе единой инновационной платформы.

Сергеев Олег Леонидович,

эксперт всероссийского фонда образования,

кандидат технических наук,

полковник, ветеран РВСН и ГРУ ГШ

Рейтинг@Mail.ru