В России – самая большая в мире неравномерность распределения доходов. Корреспондент «Совершенно секретно» измерил яхты российских бизнесменов в зарплатах их работников
Неравномерность распределения богатства в экономике измеряется коэффициентом Джини. Чем он ближе к 0, тем больше равенства, чем ближе к 1, тем неравенство выше. Считается, что коэффициент Джини более 0,5 весьма опасен из-за возможности социального взрыва.
Такой коэффициент был в Китае в 2008 году (0,51) и именно он вынудил руководство этой страны заняться повышением уровня благосостояния простых граждан, а вовсе не желание увеличить внутренний спрос – он в Китае и так прекрасно развит среди «новых китайцев», сорящих деньгами не хуже пресловутых «новых русских».
Сейчас в Китае индекс Джини опустился до 0,48. Такой же уровень и в США. В России индекс Джини составляет 0,42, что часто служит аргументом в пользу того, что нам до настоящего неравенства еще расти и расти. Однако тут есть одна тонкость. Индекс Джини в России считается по доходам. Однако российский бизнес редко показывает все свои доходы налоговикам и Росстату.
Так, если проверить, кто покупатель большинства роскошных яхт, а также самолетов, дворцов, вилл и пентхаусов, то выяснится, что их истинные владельцы де-юре тут ни при чем: все принадлежит неким офшорам, тщательно оберегающим имена своих настоящих хозяев. Да и те доходы, которые российские бизнесмены получают, часто поступают от зарубежных центров управления бизнесом – и, стало быть, также в расчет коэффициента Джини не попадают.
А вот когда банк Credit Suisse в своем отчете Global Wealth Report посчитал индекс Джини не по доходам, а по накопленному богатству, то он оказался самым высоким среди всех крупных стран мира: 0,84.
«Совершенно секретно» не располагает возможностями Credit Suisse или Росстата. Однако мы решили, что о реальном неравенстве достаточно красноречиво может сказать и подсчет «в яхтах» зарплат тех, кто, собственно, и создает состояние их владельцев.
АНДРЕЙ МЕЛЬНИЧЕНКО И БЕТОНЩИК
Недавно крупнейшие мировые СМИ снова заговорили о русских. Вернее, об одном российском олигархе – Андрее Мельниченко. На воду была спущена построенная для него крупнейшая в мире парусная яхта Sailing Yacht A. Яхта длиной 142 м и высотой 91 м имеет восемь палуб и одну подводную смотровую площадку.
Помимо парусов яхта имеет и гибридную дизель-элетрическую установку. Яхта рассчитана на 20 гостей и 54 человека экипажа. Ориентировочная стоимость яхты – 404 млн долларов. У Мельниченко есть еще одна мегаяхта (длина 119 м), но она моторная.
Фото: Carsten Rehder/DPA/ТАСС
Господин Мельниченко занимается не только яхтингом. Он совладелец компании «ЕвроХим», которая недавно разместила на портале поиска работы вакансию рабочего. В его функции входит: «Укладка бетонной смеси в фундаменты, основания и массивы, устройство цементной стяжки. Строповка бадей. Насечка и разлом бетонных и железобетонных свай пневматическим инструментом. Заделка выбоин, отверстий и борозд бетонной смесью».
За эту работу в городе Ижевске будут платить от 22 тысяч рублей ежемесячно. В пересчете на доллары по нынешнему курсу это составит 333 доллара. Если победитель конкурса на эту вакансию захочет купить такой же парусник, как у своего работодателя, ему придется работать более 100 тысяч лет.
РОМАН АБРАМОВИЧ И СВАРЩИК
У Мельниченко хоть и самый крупный парусник, однако самая большая яхта принадлежит Роману Абрамовичу. Его яхта Eclipse в длину 162,5 м, имеет 9 палуб, водоизмещение 13 тысяч тонн и экипаж 70 человек. На ней расположены две вертолетные площадки, 4 прогулочных катера, 20 скутеров и мини-подлодка на 12 мест.
По данным американского Forbes, главная каюта имеет площадь 500 кв. м, личная палуба владельца имеет длину 56 м, также на ней есть винный погреб и кинозал. Яхта считается не только одной из самых роскошных в мире, но и самой защищенной: она оборудована пуленепробиваемыми стеклами, системой предупреждения о ракетном нападении, а также специальными фотосенсорами, улавливающими и искажающими постороннюю фотосъемку цифровыми камерами, чтобы папарацци не могли заснять ее пассажиров. Ориентировочная стоимость яхты – от 400 млн до 1,2 млрд долларов.
Фото: Jean-Paul/Actionpress/ТАСС
Большая часть состояния Романа Абрамовича (9,1 млрд долларов, по данным российского «Форбс») находится сейчас вне России. Самым крупным активом в стране является треть акций компании «Евраз» – одного из крупнейших металлургических холдингов России. Сейчас компания ищет электрогазосварщика четвертого разряда с опытом работы не менее трех лет.
Работать надо будет вахтовым методом, по два месяца, в Республике Тыва. Зарплата – до 70 тысяч рублей, что составляет 1060 долларов. Даже если взять
нижнюю границу оценки стоимости яхты Абрамовича, вахтовику-сварщику удастся приобрести ее через 31,4 тысячи лет.
Впрочем, у Романа Абрамовича есть яхта и поскромнее: Luna длиной 115 м, с возможностью плавать даже во льдах. Стоимость ее в 2011 году оценивалась примерно в 170 млн долларов. Такую яхту сварщик, работающий на Абрамовича, сможет купить всего за 13 364 года.
ВИКТОР РАШНИКОВ И СЛЕСАРЬ
В прошлом году на воду была спущена еще одна роскошная яхта – Ocean Victory. Предполагаемый владелец – Виктор Рашников, которому принадлежит знаменитая «Магнитка» – Магнитогорский металлургический комбинат (ММК). Официально Рашников является председателем совета директоров ММК.
На яхте длиной 140 м семь палуб, шесть бассейнов длиной до 8 м, вертолетная площадка, beach club, СПА площадью более 300 кв. м, системы автоматизации последнего поколения и лифт, соединяющий все палубы. Имеется также гараж для 14-метрового тендера (еще одна яхта, только маленькая) – благодаря системе внутреннего затопляемого дока тендер может швартоваться прямо с воды.
Яхта новая, поэтому стоимость ее еще не определена (понятно, что производитель держит свою цену в секрете). Однако в 2009 году, заложив новую яхту, Рашников продал предыдущую, также называвшуюся Ocean Victory, за 120 млн долларов. Учитывая, что продажа произведена в разгар кризиса, а сама яхта была почти вдвое меньше (75,75 м длиной), можно предположить, что новая яхта не может стоить меньше 200 млн долларов.
Фото: yachtcharterfleet.com
Если же считать по соседям, то яхта Serena длиной 143 м, предположительно принадлежащая бывшему водочному магнату Юрию Шефлеру (он владеет правом на бренд водки «Столичная» за рубежом), оценивается в 300 млн долларов.
Сейчас открытых вакансий на ММК нет. Однако на сайте «Где работаем» указано, что слесарь, к примеру, получает 25 тысяч рублей (около 400 долларов). Кстати, сам Виктор Рашников тоже начинал свое восхождение к вершинам рейтинга миллиардеров с работы слесарем. Так что у нынешних слесарей ММК прекрасные перспективы: каких-то 44 тысячи лет – и они смогут купить у Рашникова его белоснежную красотку.
АЛИШЕР УСМАНОВ И ПРОДАВЕЦ
2008 год стал для владельца компаний «Металлоинвест», Mail.ru Group, «Мегафон» и DST Global знаменательным. В этот год на воду была спущена его 110-метровая яхта, названная в честь матери Dilbar. Почтительный сын Алишер Усманов на оборудование яхты не поскупился. В ее создании участвовали знаменитые дизайнеры Тим Хейвуд и Альберто Пинто. Точные технические характеристики яхты держатся в секрете компанией-производителем Lürssen (Германия).
Однако известно, что яхта соответствует самым строгим экологическим требованиям: ее выхлопные газы подвергаются очистке с помощью угольных фильтров. Судно рассчитано на 47 членов экипажа и 21 гостя. На яхте есть бассейн, посадочная площадка для вертолета, спортивный и обеденный залы, а также люксовые каюты, оборудованные по последнему слову техники.
Фото: Jean-Paul/Actionpress/ТАСС
Ориентировочная стоимость яхты – 200 млн долларов. Впрочем, в СМИ была информация о том, что в кризисный 2008 год яхта обошлась бизнесмену гораздо дешевле – в 100 млн долларов. Даже если принять эту цифру, продавец-консультант из салона принадлежащего Усманову «Мегафона» с зарплатой от 40 тысяч рублей (600 долларов) сможет стать владельцем подобной яхты менее чем через 14 тысяч лет.
СЕРГЕЙ ГАЛИЦКИЙ И КАССИР
В прошлом году Lürssen построила еще одну мегаяхту для российского миллиардера: Quantum Blue, принадлежащая, по слухам, владельцу торговой сети «Магнит» Сергею Галицкому, имеет длину 104 м, ширину 16,8 м, корпус из стали и надстройку из алюминия.
На яхте есть комфортные каюты и просторный салон, спортзал, кинотеатр, спа, лифт, вертолетная площадка, бассейн, джакузи, beach club, гараж для тендеров и водной техники. Предположительная стоимость яхты – 140 млн долларов.
Фото: ru.wikipedia.org
Вакансии сети «Магнит» начинаются с 12 тысяч рублей. Такую зарплату Галицкий готов платить дворнику в Астрахани. Но мы готовы поступиться принципами, и посчитать, за сколько лет накопит на яхту олигарха столичный кассир – самая профильная специальность в «Магните».
Сейчас в Москве в магазин у станции метро «Коломенская», кстати, ищут кассира – зарплату обещают от 27 до 40 тысяч рублей. Если повезет зарабатывать максимум 600 долларов, то на яхту Галицкого можно будет накопить менее, чем за 20 тысяч лет.
МИХАИЛ ПРОХОРОВ И ЖУРНАЛИСТ
Когда Михаил Прохоров в 2009 году давал интервью американскому телеканалу CBS в своем особняке, он даже не мог вспомнить, где находится его яхта. «Я не заядлый путешественник, так как, откровенно говоря, страдаю от морской болезни.
Я ее использую как платформу для водных мотоциклов, она отлично подходит для прыжков и т. д.», – рассказал самый завидный жених России. Речь шла о яхте Solemar длиной 61,5 м.
В 2011 году яхта, имеющая 7 кают, джакузи и спортивный зал, была модернизирована. А равнодушный к яхтингу миллиардер к этому времени уже рассекал моря на новой яхте Palladium, получившей премию World Yachts Trophies 2010 в категории «Дизайн».
Яхта с восемью комфортабельным каютами на 16 гостей имеет 96 м в длину, футуристичный дизайн от Майкла Лича и оценивается на яхтенном рынке в 200 млн евро.
Фото: superyachtfan.com
Михаил Прохоров к настоящему времени распродал свои основные производственные активы – долю в «Норильском никеле» и «Полюс Золото». В настоящее время он, в основном, вкладывается в различные стартапы, а самым крупным публичным активом миллиардера является медиахолдинг «РосБизнесКонсалтинг».
Сейчас открытых вакансий в РБК нет, однако в архиве портала по поиску работы HeadHunter сохранилась вакансия корреспондента в отдел ТЭК с зарплатой до 95 тысяч рублей.
По нынешнему курсу евро – это 1300 евро, и нетрудно подсчитать, что хорошему журналисту достаточно будет проработать 12 820 лет с ненормированным рабочим днем и поисками эксклюзивных тем, чтобы купить яхту мечты.
ВЛАДИМИР ПОТАНИН И ПРОХОДЧИК
У бывшего партнера Прохорова Владимира Потанина, как и у большинства перечисленных здесь персонажей, чисто юридически никаких яхт нет. Хотя в яхтенном мире давно не секрет, что ему принадлежит яхта Anastasia, названная в честь дочери. Яхта, построенная в 2008 году, 75,5 м в длину, давно и безуспешно продается: сейчас за нее просят 110 млн долларов.
Однако только в 2013 году стало известно, что почти точная ее копия, 88,5-метровая яхта Nirvana, спущенная на воду в 2012 году, также принадлежит владельцу «Норникеля». Эта яхта знаменита скороходностью – до 20 узлов.
У Nirvana всего 6 кают, но это потому, что хозяйская каюта занимает больше половины верхней палубы. На яхте имеется 3D-кинотеатр, бары, террасы и ресторан с видом на море, полностью оборудованный тренажерный зал и СПА, а также террариум с экзотическими рептилиями.
Стеклянный, украшенный серебристой резьбой лифт бесшумно перемещается с самого верха до нижних палуб. На борту – сертифицированная вертолетная площадка; судно оснащено новейшими навигационными системами и оборудованием. Овальный бассейн длиной 7,5 м и глубиной 1,4 м – первый с возможностью регулирования глубины и наполнения свежей морской водой.
Фото: Jean-Paul/Actionpress/ТАСС
Впрочем, и эту яхту Потанин продает: в 2013 году она была выставлена на продажу за 230 млн евро, сейчас цена снижена до 199 млн евро.
Компания «Норильский никель» активно ищет проходчиков в регионах добычи сырья – от Норильска до Уренгоя. Зарплата везде одинаковая: от 79,6 до 120 тысяч рублей.
Счастливчику, который достигнет верхней зарплатной планки (менее 1650 евро, или 1820 долларов), понадобится немного более 5 тысяч лет для того, чтобы выкупить у Потанина самую дешевую из продающихся яхт. Для покупки Nirvana придется поработать вдвое дольше.
ИСКАНДЕР МАХМУДОВ И ШАХТЕР
Искандер Махмудов («Трансмашхолдинг», УГМК, «Аэроэкспресс» и проч.) владеет яхтой Predator. Основное ее достоинство, помимо оригинального дизайна, это двигатели (четыре дизеля мощностью 5793 л. с. каждый), обеспечивающие ей скорость в 28 узлов даже в экстремальных погодных условиях, что оправдывает ее название, которое переводится как «Хищник».
Судно рассчитано на 6 гостей, которые могут разместиться в трех двухместных каютах. Также на яхте есть каюта хозяина судна, но ее характеристики неизвестны. По оценкам экспертов, такая яхта может стоить около 100 млн евро.
Фото: sueddeutsche.de
Шахтеры, работающие в Кузбассе, где находятся шахты УГМК, зарабатывают до 50 тысяч рублей в месяц. Но открытых вакансий здесь нет – приглашаются только рабочие на рудники в Мурманской области. Правда, здесь зарплаты до 100 тысяч рублей. Таким образом, чтобы купить хозяйскую яхту, понадобится рубить уголек от 2976 до 5952 лет.
ОЛЕГ ДЕРИПАСКА И МЕТАЛЛУРГ
Владелец «Русского алюминия» Олег Дерипаска купил в 2007 году подержанную яхту – прежний владелец сдавал ее в чартер. Яхта, построенная в 2004 году, была полностью переделана под российского олигарха и переименована из Queen М в Queen K.
Яхта длиной 73 м имеет тоннаж 2157 тонн, запас хода 5 тысяч миль, два дизельных двигателя мощностью 3152 л. с. каждый и экипаж, состоящий из 21 человека. Яхта может принять 18 гостей, она имеет 9 кают класса люкс. Приблизительная оценка стоимости яхты – 110 млн долларов.
Фото: yachtcharterfleet.com
Свободных вакансий на предприятиях Дерипаски крайне мало. При этом компания, славящаяся своей закрытостью, не указывает размеров зарплат требуемых специалистов. Однако на профессиональных форумах указывается, что зарплаты на заводах компании весьма привлекательные.
Так, мастер участка на БрАЗе – крупнейшем производителе алюминия в мире, – получает порядка 120 тысяч рублей. То есть для покупки яхты Дерипаски такому специалисту потребуется проработать всего 5555 лет.
ФИЛАРЕТ ГАЛЬЧЕВ И ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР
Яхта владельца «Евроцемент групп» Филарета Гальчева Sapphire имеет такую же длину, что и Queen K Дерипаски, но она более новая – ее построили в 2011 году. Яхта выполнена в смеси стилей модернизм и арт-деко, отличается обилием деревянной отделки. Шесть кают, в которых могут разместиться 12 гостей, дополнены sky-lounge, кинотеатром, СПА, бассейном, барами и пляжем.
Фото: superyachtfan.com
Экипаж из 16 человек живет в отдельной зоне. Яхта оборудована выдвигающейся вертолетной площадкой, а также системой стабилизации качки. Данных о стоимости яхты нет, но в 2013 году 68-метровая яхта Triple Seven, построенная той же германской компанией Nobiskrug для российского миллиардера Александра Абрамова была выставлена на продажу за 39,75 млн евро.
Вакансий у «Евроцемент групп» много. К примеру, в Саранске требуется маркшейдер – горный инженер (техник). Зарплата – от 26 тысяч рублей. Достаточно, чтобы накопить на модернистский «Сапфир» за 9245 лет – и еще денег на заправку останется.
СУЛЕЙМАН КЕРИМОВ И КАРТОГРАФ
Один из основных акционеров «Уралкалия» Сулейман Керимов владеет двумя яхтами. 90-метровая яхта Icе была построена в 2005 году и прошла модернизацию в 2008 году. Она может взять на борт 14 гостей и 27 членов экипажа. Летом 2012 года яхта выступила в необычной роли – в качестве спасательного судна, выручив из беды неудачливых дайверов недалеко от побережья Мексики. Оценочная стоимость яхты – около 150 млн долларов.
Вторая яхта – Millenium, – почти вдвое меньше, ее длина составляет около 37 метров. Зато это одна из самых скоростных яхт – Millenium развивает максимальную скорость в 31 узел за счет двух дизельных двигателей мощностью 3700 л. с. каждый. Она может принять восемь гостей и пять членов экипажа. Стоимость яхты, по данным Boat International, 8,9 млн евро.
Фото: en.wikiversity.org
Сейчас в Березники, где находится основной добывающий карьер «Уралкалия», требуется инженер-картограф 2-й категории. Работа, похоже, ответственная: не секрет, что Березники и окружающие территории буквально проваливаются в подземные пустоты. Но и зарплата достойная – 26100 рублей. Если не лениться, то через неполные 2070 лет можно будет купить шустрый Millenium.
А вот на «Лед» (так переводится название яхты Icе) заработать будет трудновато: больше 31 612 лет придется вести «сбор исходных картографических материалов для разработки проектов и составления отчетов по производству маркшейдерских, геодезических и топографических работ; составление тематической карты, плана по маркшейдерским и геодезическим данным; составление графической части к отчетам о выполненных маркшейдерских и геодезических работах». Одно плохо – на вакансию зовут временно. Можно и не успеть накопить на яхту-то.
КИРИЛЛ ПИСАРЕВ И КРОВЕЛЬЩИК
Сооснователь группы компаний ПИК Кирилл Писарев заказывал яхту дважды. Первая 47-метровая яхта под романтичным названием 4YOU была построена в 2009 году и продана в 2012-м другу владельца – депутату Мосгордумы Александру Милявскому за 19,8 млн евро. Писарева не устроила устойчивость яхты.
Пока девелопер судился с брокером Moran Yachts, который утверждал, что ему не заплатили комиссионных за продажу, была построена другая яхта под тем же названием. Новая 4YOU больше – ее длина 54,3 м. Просторные палубы вмещают шесть уютных кают с ванными в мраморе, джакузи, массажная комната, спортзал, скай лаунж, пианино для отдыха 12 гостей.
Фото: heesenyachts.com
Шикарные интерьеры яхты пользуются популярностью у арендаторов – неделя отдыха на 4YOU обойдется в 280–330 тысяч евро, в зависимости от сезона и региона плавания.
Сейчас ПИК на свои стройки в Москве ищет кровельщика. Предлагаемая заплата – 40–50 тысяч рублей. Если Писарев согласится расстаться со своей новой яхтой за ту же цену, что и со старой, то достаточно будет проработать 2409 лет – и яхта твоя. А можно и арендовать ее на недельку, отложив зарплату за 34 года.
Татьяна Рыбакова
Фото: daler.ru
По информации: Совершенно секретно