О красной рыбе без прикрас!
Сёмга и форель, чаще всего в вакуумной упаковке, которые торгуются нынче под три тысячи рублей за килограмм, – это продукт аквакультуры. Технология выращивания лососёвых в садках, в плавающих морских клетках возникла в Норвегии 60 лет назад и с тех пор весьма распространилась по миру. Апогеем развития этой технологии стало недавнее заключение норвежских же учёных о том, что выращенная таким образом рыба является самой токсичной едой.
Рыба в таких садках взрослеет малоподвижно, в огромной скученности, в стеснённых условиях и становится очень восприимчивой к различным заболеваниям и паразитам. Для борьбы с этими проблемами фермеры вынуждены использовать сильные антибиотики и химическую обработку. Кроме того, в этих системах аквакультуры годами накапливаются отложения остатков кормов, испражнений, химикатов, что также приводит к загрязнению среды. В совокупности с кормами, чаще всего животного происхождения, с большой долей химии и создают высокие риски для здоровья человека.
Употребление аквакультурного лосося, особенно в сыром или недостаточно приготовленном виде, приводит к серьёзным отравлениям и заболеваниям. Попробуйте, кстати, пальцами надавить на филе такого продукта в вакуумной упаковке! Вы обязательно почувствуете отсутствие мышечной массы, такое филе расползается как паста. Его даже можно не нарезать кусочками, а просто намазывать. Как восклицают чувствительные хозяйки, «тает во рту!»
Словом, в многочисленных исследованиях в аквакультурной сёмге и форели фиксируются токсичные и канцерогенные элементы. Например, полихлорированный дифенил и диоксин. Учёные не рекомендуют съедать более двухсот граммов искусственного лосося в месяц и советуют задуматься о необратимых последствиях для здоровья от частого употребления.
Слава Богу, в нашей стране с более пятью миллионами рек и озёр, омываемой четырнадцатью морями с выходами в три океана, дикой рыбы, обитающей в девственно чистой естественной среде, вдоволь. Лови – не хочу! Только на Дальнем Востоке России добывают чавычу, нерку, кету, кижуч, горбушу, симу… Шесть видов тихоокеанских лососей! И это лучшие в мире лососи!
Так зачем же надо тащить из-за границы искусственную рыбу? Зачем покупать эту дрянь по цене чугунного моста и питаться её, как деликатесом?
Этот товар на наших прилавках продукт маркетинга. Те же норвежские производители аквакультурной сёмги и форели потратили миллионы на очень эффективные методы, инструменты, приёмы, стратегии и продвинули свой продукт от Калининграда до Сахалина. Они создали и укрепили стереотип «рыбы норвежских фьордов», который теперь из нашего ленивого сознания колом не вышибешь.
Маржа, которую торговцы наваривают на таких аквакультурных лососях раз в десять превышает то, что они берут на дикой дальневосточной рыбе. Это дополнительно мотивирует.
Однако, как оказывается, токсичный лосось «из норвежских фьордов» это ещё полбеды. Настоящая беда крадётся, естественно из Америки. В прошлом году управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США одобрило производство культивированной красной рыбы.
Технология производства такого лосося проста и примитивна, как хозяйственное мыло. В лаборатории (язык не поворачивается назвать это производство фермой) «рыба» в специальных биореакторах тиражируется из живых клеток тихоокеанского лосося. В этих биореакторах клетки стремительно множатся до неограниченно огромной массы. Дальше дело маркетологов. Они то уж умеют обернуть эту жратву красиво и соблазнительно.
На самом деле «лосось» из биореакторов производят уже не первый год и эксклюзивно подают на дорогих авиарейсах и модных местах. Теперь это лишь легализовано в США. И вот-вот хлынет бурным потоком на мировой рынок. Так что, аквакультурный лосось покажется детской забавой…
Александр Савельев, руководитель Информационного агентства по рыболовству.
Фото Александр Крестников