Главный башкирский «яблочник» Сергей Наумкин осваивает способы монетизации протестных настроений
Современная история знает немало примеров того, как под знаменем защиты прав трудящихся, угнетенных, потребителей, братьев наших меньших и пр. (нужное подчеркнуть) вершились вполне корыстные дела в интересах конкретных деятелей. Хрестоматийный пример – мафия, практически управлявшая в начале прошлого века экономикой США через профсоюзы. Примеры попроще: бесчисленные экологические организации или местечковые «союзы» по охране прав потребителей, готовые по определенной таксе «промониторить» ситуацию там, где надо, и так, как нужно.
Судя по выступлениям в прессе лидера башкирского «Яблока» Сергея Наумкина, эта некогда влиятельная общероссийская политическая партия докатилась сегодня до кондиции одного из подобных «союзов».
В конце сентября оппозиционное интернет-издание «Уфимский журнал» опубликовало статью, изначально размещенную в сетевом блоге Сергея Наумкина. В этом материале автор, опираясь исключительно на собственные наблюдения или, скорее, предчувствия, предрекает скорое банкротство одному из известных башкирских банков.
Разумеется, мы не станем ретранслировать название этого банка, чтобы не оказать любезную услугу г-ну Наумкину. Как известно, финансовые учреждения гораздо больше других компаний уязвимы в части репутационных рисков. Особенно этот касается банков, активно работающих с физическими лицами, привлекающих частные вклады, инвестирующих долевые проекты. Стоит какой-нибудь газете поставить под сомнение надежность банка, как слухи донесутся до его клиентов, те массово ринутся изымать вклады, и сами же, в конце концов, этот банк потопят. Не случайно подобные «утечки», равно как и разглашение инсайдерской информации, во многих развитых странах считаются тяжкими экономическими преступлениями. Зато в России, как показывает практика, свобода слова не знает ни границ, ни совести, хотя оппозиционные партии типа того же «Яблока» на каждом шагу говорят о ее (свободы) удушении.
Так вот, не иначе как для поддержания либеральных ценностей, Сергей Наумкин вдруг принялся проводить аналогии между башкирским банком «Икс» и недавно закрывшимся банком «Игрек» из совсем другого региона. Причем одним потенциальным банкротством занимательная конспирология г-на Наумкина не ограничилась. Он сделал вывод, что крах финансового учреждения рикошетом сметет один из крупных жилищно-строительных проектов в Уфе, и обманутыми окажутся сотни частных инвесторов.
Надо ли говорить, к какому социальному взрыву могут привести подобные откровения, будучи опубликованными в серьезном издании? Но, к счастью, ни личный дневник «яблочника» Наумкина, ни печатающий выдержки из него сетевой портал таковыми не являются: 99 процентов уфимцев даже не подозревают о существовании этих СМИ. Сам же Наумкин, как и его партия, последние лет 15 на выборах всех уровней в Башкортостане стабильно набирают «около нуля» голосов, что также свидетельствует о степени снисканного ими в народе доверия.
Тем не менее, лично Сергей Наумкин делает все, чтобы не уйти в окончательное политическое забвение. Иногда ему удается довольно громко напомнить о себе. Так, недавно на одном из «маршей миллионов» ОМОНовцы даже посадили его ненадолго в автозак и при этом – о, счастье! – разбили часы. Об этой новости неделю, как поется в песне, гудел весь город, и Наумкин на время снова стал одним из главных ньюсмейкеров, рупоров оппозиции.
Не иначе как на волне этой популярности уфимскому лидеру «Яблока» и предложили интересную сделку. Дескать, продолжай защищать интересы народа, простых избирателей, но пусть на этот раз объектом критики будет не «кровавый режЫм», а один конкретный банк. И не спрашивай, зачем. Доказательства в конверте…
Занятно, что и с позиций идеологической чистоты упрекнуть Наумкина практически не в чем. Капитал политический, как и любой другой, должен работать. Таковы либеральные, рыночные ценности, формальным хранителем которых выступает Сергей Наумкин.
Борис ГОЛОВЛЕВ