Russiangate рассказывает историю скандального стадиона: кратко – о подрядчиках, кураторах и деньгах
Стадион «Зенит-Арена» воистину стал символом коррупции и российского долгостроя. Возведение стадиона шло 10 лет и потребовало почти 50 млрд рублей. Сейчас следователи выясняют, сколько из этих миллионов украдено. Катерина Карасева рассказывает про бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Марата Оганесяна, которого подозревают в получении 20 млн рублей от господрядчиков «Зенит-Арены».
5 мая 2017 года бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян стал фигурантом еще одного уголовного дела. Если в первый раз его подозревали в мошенничестве, то сейчас ему вменяют получение взятки — 20 млн рублей за выбор подрядчика для питерской «стройки века» — а именно компании «СтройЭлектроМонтаж-5». Бывший чиновник сейчас находится в СИЗО и по новому делу свою вину отрицает.
Дорогой стадион
В 2006 году на Крестовском острове в Санкт-Петербурге снесли одно из крупнейших в мире спортивных сооружений — стадион имени Кирова. Взамен него главный питерский футбольный клуб должен был получить новое суперсовременное здание. В 2004 году выбрали проект — стадион в виде космического корабля японца Кисё Курокавы. Его планировали построить за три года и 7,2 млрд рублей.
Изначально проект называли «Газпром-Ареной» — газовый гигант обещал помочь клубу со строительством. Это распространенная мировая практика: например, в Австрии стадион называется UPC-Arena – в честь спонсора, компании UPC Telekabel, входящей в группу компании T-Mobile. В Германии есть «Сигнал Идуна Парк», «Мерседес-Бенц Арена» и «Коммерцбанк Арена» – стадионы, чьи названия выкупили крупные компании. «Фольксваген» вложился в реконструкцию старого здания и получил за это название домашнего стадиона футбольного клуба «Вольфсбург».
Однако в 2013 году с «Газпром-Ареной» вышла заминка – по неизвестным причинам компания отказалась финансировать строительство, несмотря на то, что она – главный спонсор петербургской футбольной команды «Зенит». Отказались спонсировать «Арену» и за счет федерального бюджета: финансовое бремя легло на городскую казну.
Депутат Заксобрания Петербурга Борис Вишневский писал запрос в правительство с просьбой прояснить ситуацию. Деятельность «Газпрома» носит «во многом благотворительный характер», ответил директор департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ Алексей Уваров, в федеральном бюджете на стадион денег нет.
Само строительство начали в 2007 году. Генподрядчиком выбрали компанию «Авант», принадлежащую топ-менеджеру группы «Синтез» Григорию Фельдману. Страстная болельщица «Зенита», на тот момент – губернатор Северной столицы, Валентина Матвиенко обещала, что любимая команда сыграет на своем стадионе уже в 2009 году. Но не сложилось.
В середине строительства стадион пришлось оперативно перепрофилировать к Чемпионату мира (кубок FIFA), который Россия должна принять в 2018 году. Из-за столь резкого поворота смета стройки выросла с 6,7 млрд рублей до до 34,9 млрд рублей.
Генподрядчик строительства неоднократно менялся. В 2008 году конкурс выиграла компания «Трансстрой» Олега Дерипаски: на аукционе она предложила скидку в 30% от стартовой цены. Из-за постоянных изменений, вносимых в смету, контракт в итоге был расторгнут по соглашению сторон летом 2016 года. У властей накопилось много вопросов, а Владимир Путин назвал «Зенит-Арену» «печальной историей».
В декабре 2016 года администрация Санкт-Петербурга заключила контракт с ОАО «Метрострой». Цена «достройки» составила 2 млрд рублей. В этот момент общая расчетная стоимость проекта приблизилась к 44 млрд рублей, что сделало «Зенит-Арену» одним из самых дорогих стадионов в мире.
Несмотря на все трудности, стадион все-таки был открыт. Он сможет вместить 68 тыс. зрителей, а его общая площадь составляет около 280 тыс. кв. метров. Клуб «Зенит» провел на площадке два матча в рамках Кубка России, а от проведения третьего отказался — специалисты и игроки раскритиковали состояние поля. Намеченная на 17 мая встреча «Зенита» с ФК «Краснодар» будет, по всей вероятности, перенесена на стадион «Петровский».
Последний куратор строительства стадиона – вице-губернатор Игорь Албин – на критику «Зенит-Арены» обижается, активно пишет о стадионе в социальных сетях.
«С августа 2016 года, все, что касается футбольного поля, – сфера ответственности футбольного клуба «Зенит» и компании «Бомард». Рекомендации клуба компания-подрядчик выполняла неукоснительно», – написал вице-губернатор Петербурга в социальной сети Facebook.
По всей видимости, Албин занес финал «печальной истории» в список своих заслуг и старается отделить свое имя от коррупционных историй, связанных со стадионом. В том числе от негативного фона, который создал его предшественник – вице-губернатор по строительству Марат Оганесян.
Дело Оганесяна
Вице-губернатор по строительству Марат Оганесян лично курировал «Зенит-Арену». В ноябре 2016 года ему было предъявлено первое обвинение в особо крупном мошенничестве. По данным следствия, именно он обеспечил незаконное привлечение АО «ТДМ» в качестве субподрядчика к строительству стадиона. Результатом стало похищение через фирмы-однодневки более 50 млн рублей при заключении договора по поставке видеотабло, которого стадион так и не увидел.
В соседней камере следственного изолятора рядом с Оганесяном оказался и Василий Сливкин, гендиректор ООО «СтройЭлектроМонтаж № 5» (СЭМ № 5). Он замешан в махинациях при работах по созданию художественной подсветки и наружного освещения «Зенит-Арены». По данным правоохранителей, «СЭМ № 5» выиграло тендер на работы, снизив на 7 млн рублей изначальную цену – 354 млн рублей.
Именно Оганесян рекомендовал эту компанию как «ранее отлично проявившую себя в ходе реконструкции Большого театра». За эту реконструкцию Оганесян был представлен к государственным наградам — тогда он занимал должность главы Северо-Западной дирекции Министерства культуры РФ.
Когда власти и «СЭМ № 5» заключили контракт, компания получила от городского Комитета по строительству 189 млн рублей аванса для покупки оборудования. «СЭМ № 5» уложилась в 30 млн рублей, еще некоторую часть средств списали на транспортировку и монтаж. Следствие подозревает, что еще 75 млн были попросту похищены.
В январе текущего года дела Василия Сливкина и Марата Оганесяна объединили в одно производство. К маю следствие установило: на выбор субподрядчика повлияла не безупречная репутация «СЭМ № 5», а взятка. Как сообщили Russiangate в СКР, следствие считает, что в 2015 году Оганесян через посредников получил от директора компании Василия Сливкина 20 млн рублей. Таким образом Оганесяну вменяется получение взятки, Сливкину — дача взятки, а главному экономисту «СЭМ № 5» Николаю Хрипунову — посредничество во взяточничестве. 6 мая суд арестовал также сына Василия Сливкина – Кирилла, который фактически владеет «СЭМ № 5».
Есть фигуранты, которым пока повезло больше, чем Сливкиным и Оганесяну. Например, в январе 2013 года было возбуждено дело по факту нецелевого расходования средств при строительстве стадиона. В марте 2015 года главный фигурант дела Сергей Герлиман, обвинявшийся в незаконном обналичивании 145 млн рублей, был освобожден в зале суда, а дело закрыто в связи с истечением срока давности.
Источник: “Russiangate”