США готовят экспансию на сельхозрынок России
Приводящиеся периодически оценки потерь европейских производителей от введённых против них российских контрсанкций неизменно демонстрируют существенный рост издержек и бремени, которые вынуждены платить европейские фермеры за продолжение политики руководства ЕС. Сокращения и убытки европейского сельхозсектора признают и сами власти Евросоюза.
Парадокс: сами США фактически получили шанс “прорваться” на новые рынки сбыта своей сельхозпродукции, несмотря на всю санкционную риторику о “сдерживании” России. Постоянно выдвигая всё новые и новые политические требования, Соединённые Штаты параллельно направляют финансовые ресурсы на лоббирование и продвижение своих товаров и сельскохозяйственной продукции, в частности, на рынках стран, с которыми они находятся в крайне непростых отношениях.
Министерство сельского хозяйства США разместило тендер на гранты для организаций которые будут заниматься “сокращением нетарифных барьеров в торговле”, причём в качестве ключевой отрасли указывается сельское хозяйство Соединённых Штатов и бизнес, который заинтересован в “понятных и конкурентных правилах игры на иностранных рынках”. В качестве целей проекта указывается снятие ненужных экспортных барьеров, работа с “профильными ведомствами в системе исполнительной власти по снижению ненужного регулирования, а также воздействие на процесс принятия решений по нормам предельно допустимых концентраций пестицидов”.
Отмечается, что вопрос лоббирования снижения национальных требований по содержанию пестицидов является “крайне важным фактором, интересующим американских сельскохозяйственных экспортёров”. Для реализации целей проекта организация-подрядчик должна будет работать с политиками для разъяснения им норм ВТО в области фитосанитарного контроля и положения о ПДК различных удобрений. В качестве страны — объекта реализации гранта указана России, что выглядит тем более странно, учитывая тот факт, что против Москвы ведётся тотальная санкционная война, очередным этапом которой стало принятие нового пакета ограничительных мер Конгрессом США, в рамках которого создаются специальные фонды и структуры по противодействию “экспансии” России и её сдерживанию в Центральной и Восточной Европе.
Примечательно, что всё это происходит на фоне фактического коллапса европейского сельскохозяйственного импорта в Россию. По различным оценкам самих европейских экспертов, Франция, к примеру, потеряла в результате контрсанкций порядка полутора миллиардов евро, Германия — около шести миллиардов, Польша также недосчиталась порядка полутора миллиардов евро, а Австрия упустила полмиллиарда. Одни из наиболее масштабных потерь понесла Италия, в которой, по заявлениям представителей местных бизнес-кругов, потери составили астрономические 12 миллиардов евро и 200 тысяч рабочих мест, которые были сокращены в результате “отключения” европейского сельского хозяйства от российского рынка.
Следует отметить при этом, в начале 2017 года в оценках спецдокладчика ООН по правам человека Идрис Джезайри, озвученных в рамках пресс-конференции в Москве, было отмечено, что общие потери государств, которые ввели против России санкции, могут составлять порядка 100 миллиардов долларов, самой России был нанесён ущерб в $50 млрд.
Впрочем, интерес американских компаний к российскому рынку (и, соответственно, желание с этого рынка вытолкнуть конкурентов) имеет давнюю историю — так, ещё в 2013 году, когда более 500 американских компаний и торговых ассоциаций, вошедших в Коалицию за американо-российскую торговлю, призвали конгресс “оперативно” отменить поправку Джексона — Вэника, что позволило предоставить России, вступившей в августе в ВТО, постоянный статус наибольшего благоприятствования в торговле.
Однако в лидерах по антисанкционным усилиям (и в итоге собственным прибылям) закономерно оказались нефтегазовые и инжиниринговые компании. Так, американская ассоциация поставщиков электронного оборудования CompTIA выделила 160 тыс. долларов на вопросы, связанные с “антироссийскими санкциями, а также с российскими ограничениями на поставку шифровального оборудования”.
Крупный американский производитель моторов и генераторов Cummins выделял деньги лоббистам на “мониторинг состояния российско-американских отношений”, а банковская корпорация Citigroup финансировала лоббистские усилия по отмене санкций в комитете по финансовым услугам палаты представителей. Крупнейшая мировая аэрокосмическая корпорация “Боинг” выделила четыре миллиона долларов на общий лоббистский контракт, в котором в качестве одного из пунктов также значатся “американо-российские отношения”, также в числе тех, кто выделил деньги на “борьбу с санкциями”, Cisco и Chevron.
При этом Россия смогла не только существенно нарастить внутреннее производство в сфере сельского хозяйства и практически полностью заместить импорт по многим товарным позициям, но и стала крупнейшим экспортёром сельхозтоваров, что вынуждено признавать и американское Министерство сельского хозяйства. Так, в ведомстве, в частности, отметили, что по итогам 2016 года Россия может занять одну из ключевых позиций в мире по объёмам экспорта пшеницы. По данным Минсельхоза США, на рынок отправлено 23 с половиной миллионов тонн зерна, что на три процента больше, чем в 2015-м. При этом экспорт пшеницы из США снизится до 21,8 миллиона тонн — это минимальный показатель за последние 44 года. Канада также уменьшит количество поставок до 20 с половиной миллионов тонн пшеницы, в прошлом году экспорт составил 24,1 миллиона тонн зерна.
Попытки привлечь традиционный для американской внешней политики инструментарий “мягкой силы” для решения довольно узких, хотя и экономически важных проблем американского сельскохозяйственного импорта, свидетельствует о том, что помимо стратегических целей сдерживания России Соединённые Штаты вполне цинично используют санкционную риторику для вытеснения с рынков европейских конкурентов и, стараясь работать непосредственно с политиками и чиновниками в исполнительной власти, для продвижения своих товаров и снижения опасного для их дистрибуции налоговых, тарифных и фитосанитарных барьеров.
Источник: “Life”