У ФСК случилось короткое импортозамещение

10-миллиардный проект ФСК ЕЭС по выдаче энергии от ЛАЭС-2 Петербургу и Ленобласти споткнулся на решающей стадии. Работа с таким напряжением оказалась дебютом практически для всех основных участников

Предварительные испытания кабельно-воздушной линии «ЛАЭС-2 — Пулковская — Южная» на минимальном напряжении прошли неудачно, где-то нарушена целостность цепи. К огромному по меркам отрасли проекту несколько лет назад мечтали прислониться все участники рынка. ФСК ЕЭС в итоге выбрал тех, кто раньше с напряжением 330 кВ в таком масштабе не работал. В Смольном говорят, что ничего страшного в возможной отсрочке нет, 110-километровая линия строится на перспективу. Однако ввести ее собирались уже в 2017-м, а причина срыва еще даже не известна на 100%.

Решать земельные вопросы по территории, где должна была пройти линия, начали в 2013 году, а в сентябре следующего года уже разыграли конкурс на рабочую документацию и проведение строительно-монтажных работ. Одного победителя не выбрали, контракт на 4,54 млрд рублей достался ООО «Группа компаний ЭФЭСк», которое возглавило коллектив участников: ЗАО «Энергострой», ООО «Рубеж-РемСтрой» и ЗАО «Экономико-Финансовая Энергетическо-Строительная корпорация» (ЗАО «ЭФЭСк»). Работу надо было закончить к августу 2016 года. Поставку кабеля и арматуры соединили в другом конкурсе, на 4,73 млрд рублей, его выиграл Торговый дом «Электрокабель». Энергетики вспоминают, что все потенциальные подрядчики буквально «глотали слюну», глядя на такие масштабные конкурсные процедуры.

О том, как не заладилось у одного из крупнейших отраслевых игроков региона ЭФЭСк, «Фонтанка» подробно писала в октябре 2015-го. Компания вышла на миллиардные убытки, состав учредителей последовательно покинули несколько человек, в том числе сын бывшего губернатора Ленобласти Вадим Сердюков. Сейчас предприятие, согласно СПАРК, находится в стадии ликвидации. В 2015 году объявили два конкурса на корректировку документации и на завершение строительства – отдельно по кабельной линии и по воздушной. Оба достались “Рубеж-РемСтрою” — на 1,73 млрд и на 1,80 млрд рублей соответственно. Сроки сдвинули на год.

В сентябре 2017 года испытания при напряжении в 10 кВ закончились неудачей – это «Фонтанке» подтвердили несколько источников на рынке.И  до сих пор не ясно, что именно стало причиной. В ФСК ЕЭС взяли паузу почти на сутки на согласование комментария, но в итоге ответ был таков: «Испытания кабельной линии 330 кВ экспериментальным напряжением 10 кВ техническими регламентами и проектом не предусмотрено, поэтому говорить об их успешности или неуспешности не представляется возможным. В соответствии с условиями договора, стороны не комментируют ход его исполнения».

Проект проектом, но на слабом напряжении проверяют целостность сети, это обычная практика.

«Ситуация осложняется тем, что конкурсы на работу и на оборудование были разделены. «Рубеж-РемСтрой» можно будет вытянуть по гарантии, только если выяснится, что он при монтаже, к примеру, как-то не так прикопал соединительные муфты, – говорит источник на рынке. – Сами-то муфты и кабель он не выбирал».

До самого подрядчика по указанным официальным телефонам дозвониться не удалось. Компания зарегистрирована в Петербурге в 1994 году. Согласно СПАРК, и в 2016 и в 2017 году она заключила контрактов почти на миллиард. В прошлом году речь шла о нескольких объектах «Ленэнерго», в текущем — о кабельном переходе через Коневецкий пролив для «РН-Трейд». Судя по всему, раньше с линиями напряжением 330 кВ подрядчик дела не имел. Собеседники на рынке, впрочем, говорят, что имеющих такой опыт компаний вообще немного.

Лучше всего защищен в данном случае поставщик. «Торговый дом «Электрокабель» подтверил «Фонтанке», что выступал исключительно как ретейлер, т. е. гарантийных обязательств по качеству продукции он не несет. Кто именно и как выбирал производителей, в компании говорить отказались. Однако собеседник, близкий к проведению закупки, утвеждает, что решения принимал заказчик.

По факту кабель поставлял «Таткабель», зарегистрированный в Татарстане, а арматуру — немецко-швейцарский Pfisterer. Как и в случае «Рубеж-РемСтроем», обе компании раньше не работали с таким напряжением. Производство модернизировали как раз под этот заказ. Требования Россетей и ФСК предусматривают, что должна быть одобрена целиковая система, а не ее отдельные элементы. «Строительно-монтажные работы ведутся в соответствии с проектом, который прошел экспертизу ФАУ «Главгосэкспертиза России», – уточняет заказчик.

Союз «Таткабеля» и Pfisterer не случаен. Татарский завод входит в группу компаний «Инвэнт», которая в 2014 году договорилась с немецко-швейцарским предприятием о создании совместного производства с локализацией в России. Само по себе это логичное решение. Гарантию на продукцию поставщик дает, только если имеет возможность сам проводить шеф-надзор над монтажом. Если составные части приходят от разных компаний, возникает неразбериха при надзоре, и фактически гарантия на кабель дается на всю длину, кроме тех мест, где происходит соединение под муфтой. Объединение производителей позволяет снять эту коллизию. На практике единственным совместным проектом оказалась поставка по проекту линии «ЛАЭС-2 — Пулковская — Южная». Летом из-за внутреннего конфликта «Инвэнт» вышел из СП, а там и испытания подоспели.

«Вариантов, что именно пошло не так, несколько, – говорит собеседник «Фонтанки», знакомый с ситуацией. – Кабель, арматура, сами монтажные работы… Если дело в муфтах, то, возможно, не затвердел компаунд, который заливают внутрь. Это значит, что их надо будет обрезать и подтягивать кабели под зачистку, т. е. откапывать. Кто должен это делать и сколько времени на это уйдет – не понятно».

Эксперты оценивают стоимость одной муфты примерно в 3 млн рублей, на линии их порядка 170.

В “Таткабеле” тоже считают, что проблема именно в муфтах немецко-швейцарского поставщика, за которыми российский завод надзора не осуществлял.

Выбор «Таткабеля» в качестве основного поставщика при отстутствии опыта эксперты объясняют общей оритентацией на российских производителей. В мире хватает специализирующихся на кабеле на 330 кВ компаний. Собственно, говоря о новой линейке производства, «Таткабель» и сам постоянно упирал на импортозамещение. Эксперты считают, что в целом это верное направление.

«Действительно, есть проблема, что кабель выше 220 кВ у нас раньше не делали, – говорит Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. – Но это решение конкурсной комиссии. В конце концов все зависит от заказа. Если он не разовый, то его можно выполнять, создав новое производство».

В смольнинской программе переспективного развития электроэнергетики КВЛ 330 кВ «ЛАЭС-2 — Пулковская — Южная» – единственная линия такой мощности, закончить ее предполагается в текущем году. Кабельный участок идет по территории города от границы Ломоносовского района области до ПС «Пулковская» в Шушарах и далее к ПС «Южная» на Софийской. Его длина составляет примерно 15,9 км. Около 94 км по Ленобласти до ЛАЭС-2 — это воздушный отрезок. Линия призвана обеспечить электроэнергией с атомной станции несколько районов, в частности Фрунзенский, Московский и Колпинский.

«Данная линия нужна для повышения надежности системы и для перспективных проектов. В программу новые объекты вносят на основании планов по потреблению, в зависимости от жилищных, промышленных и прочих объектов, – объясняют в комитете по энергетике. – Как будет распределяться энергия, решает системный оператор. Потенциальными потребителями в Петербурге являются все, кто запитан или собирался запитаться от ПС «Пулковская» и «Южная».

Николай Кудин

Источник: “Фонтанка.ру”

Ранее

Простая особенность Windows создала федеральный скандал с Бурматовым

Далее

Космический пельмень

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru