Резиденцию президента в Ново-Огарево ждало то же, что и все стройки, — коррупция
Дело о хищениях при строительстве в Ново-Огарево засекретили в августе 2017 года — в деле могут содержаться сведения, которые могут считаться гостайной. Как украсть миллионы и стать фигурантом уголовного дела за наглость — рассказывает Александрина Елагина.
29 августа в Куйбышевском районном суде Санкт-Петербурга главе АО «Балтстрой» вынесли приговор по «делу реставраторов» — о хищениях при ремонте объектов культурного и исторического значения. Глава компании получил наказание — четыре года условно и штраф — 800 тыс. рублей.
Но Сергеев не вышел из-под ареста: сразу же после оглашения приговора в здание суда ворвались сотрудники ФСБ и снова задержали главу компании — на этот раз по делу о хищениях при строительстве дома приемов президента в Ново-Огарево.
Дело о хищении 227,5 млн рублей было возбуждено в марте 2017 года. Фигурантами этого дела также являются гендиректор ФГУП «Атэкс» Андрей Каминов, его экс-заместитель Станислав Кюнер, а также бизнесмены Дмитрий Торчинский, Сергей Литвинов, Александр Родионов и Сергей Перевалов.
Дом, который строил «Атэкс»
Строительство новой резиденции президента Владимира Путина в Ново-Огарево началось в 2012 году. 13 декабря Федеральная служба охраны заключила контракт с ФГУП «Атэкс» — госкомпанией, подведомственной самой структуре.
Согласно документам, проектирование и строительство здания должно было обойтись в 5,7 млрд рублей. Так стоили бы гараж, гостиница со спортивным залом, котельная, комендатура, ангар для техники, контрольно-пропускной пункт и дом приемов — так называемый «объект № 53».
Реальная стоимость здания и инфраструктуры может быть в два раза больше, говорят источники Russiangate. Таким образом, итоговая стоимость нового дома президента чуть меньше стоимости парка «Зарядье», открытого в День города в Москве. Недостроенный парк пока оценивается в 14 млрд рублей.
ФГУП «Атэкс» — не конечный исполнитель госзаказа. Как и многие другие госпредприятия, оно нанимало подрядчиков для выполнения работ. Строителем «объекта № 53» стало ЗАО «Стройфасад» — 13 декабря 2012 года оно также получило госконтракт от «Атэкса».
Президентский дом приемов должны были сдать в ноябре 2014 года. Потом – в марте 2015 года. А потом сроки снова перенесли — еще на год.
21 февраля 2017 года Арбитражный суд Москвы постановил взыскать 77,1 млн рублей неустойки с ФГУП «Атэкс». Выяснилось, что стоимость невыполненных работ составляла 2,4 млрд рублей на 1 апреля 2005 года. Также в документах значится, что работы по контракту приняты — то есть все нормативные акты заверены ФГУП «Атэкс». Но фактически работы так и не были закончены.
«Стороны подтвердили, что подписание актов и перечисление оплаты по ним за счет средств федерального бюджета не соответствуют фактически выполненным работам. Стороны не отрицали, что фактически работ выполнено еще меньше, чем заявлено в иске», — говорится в документах.
Куда же ушли деньги? По словам источника The New Times, «СтройФасад» работал через кучу аффилированных «фирм-помоек» – компаний, существующих только на бумаге.
«Нам деньги частично шли из Питера, частично — из «СтройФасада», частично — с каких-то других счетов, — рассказывал в феврале 2016 года источник The New Times. — Мы все время спорили между собой, сколько было фирм-«помоек» на «объекте № 53» — 23 или 30. Сколько всего — не знаю, может, и больше. В конце стройки денег вообще не было. Михальченко надо спросить, куда делись», — говорил он о финансировании строительства дома приемов в Ново-Огарево.
Фигуранты дела
Уголовное дело по хищениям на объекте № 53 заведено по ст. 210, ч. 1 и ч. 2 (организация преступного сообщества), ст. 159, ч. 4 УК РФ (мошенничество). Пока называется расплывчатая сумма — «не менее 227,5 млн рублей».
Фигуранты — директор ФГУП «Атэкс» Андрей Каминов, его бывший заместитель Станислав Кюнер и Дмитрий Сергеев — давние друзья и главные герои еще одного уголовного дела — так называемого « дела Минкульта». Следствие считает, что более 100 млн рублей похищены при реставрации Новодевичьего монастыря в Москве, музея космонавтики в Калуге, Иоанно-Предтеченского монастыря, драмтеатра в Пскове, Изборской крепости и крепости в Калининграде.
По делу президентского дома приемов проходят также учредитель ООО «СтройКомплект» Дмитрий Торчинский и бывший директор ЗАО «СтройФасад» Сергей Литвинов. Также задержаны Сергей Перевалов и Александр Родионов, владельцы компании ООО «Климат Проф» (учредитель — кипрская компания Wts Worldwide Trading Solutions Limited).
Организатором преступного сообщества следствие планирует сделать Дмитрия Михальченко — миллионера и «губернатора 24 часа» Санкт-Петербурга. Глава холдинговой компании «Форум» («Балтстрой» входил в холдинг), партнер Николая Негодова, генерала ФСБ в отставке. Как писала «Новая газета», Михальченко подвела самоуверенность — вместо того чтобы уехать из страны, он полетел в Москву «разбираться».
Правда, пока он арестован за контрабанду алкоголя.
Теперь, вероятно, в деле появится новый эпизод — хищения при строительстве официальной резиденции премьер-министра Медведева — «Горки-9».
В мае очень тихо на пенсию ушел глава ФСО Евгений Муров. Ему вряд ли кто-то посмеет предъявить обвинения.
Что сейчас?
Главой ФСО стал Дмитрий Кочнев, бывший руководитель службы безопасности президента. На место Каминова во ФГУП «Атэкс» пришел Андрей Сердюков — раньше он исполнял обязанности гендиректора ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности России» (принадлежит Росимуществу и Минпромторгу).
За последние 12 месяцев ФГУП «Атэкс» получил исков на 1,2 млрд рублей — сумму, несопоставимую с ущербом бюджету, обозначенному в уголовных делах. Многие из претензий компаний к госпредприятию касаются неисполнения обязательств по договорам подряда — в том числе работ в Петербургской консерватории им. Чайковского.
Правда, в то же время госкомпания получила миллиардные госконтракты на строительство и реставрацию зданий. Например, проектирование и реконструкция шпиля и декоративных архитектурных элементов фасадов центральной части МИД России обойдется в 1 млрд рублей. Среди заказчиков появился «Роскосмос» — 4 млрд рублей стоит контракт на «реконструкцию и техническое перевооружение стендовой базы». Продолжает «Атэкс» и реставрацию консерватории — на это в 2017 году выделили еще 3,3 млрд рублей.
Ведь это так просто — выделять и выделять деньги из бюджета, чтобы наконец сделать то, что было украдено. Как будто бюджет — неистощимый источник, который покроет все убытки, которые принесли те, кто освободится потом «по условке».
Александрина Елагина
Источник: “Russiangate”