Номинальный рост

Какой индексацией власти надеются удовлетворить ожидания пенсионеров

К большим избирательным кампаниям власть обычно делает «подарки» категориям населения, отраслям экономики и регионам, которые считает наиболее перспективными в смысле голосования за нее, родимую. Дополнительные льготы, выплаты, дотации, трансферты, субсидии, индексации, доплаты, проекты и объекты… Пенсионеры всегда были непременным объектом предвыборного внимания. Но из проекта бюджета на 2018–2020 годы (над ним уже начала работать Госдума) следует, что на этот раз избирателям пожилого возраста предлагается считать «подарком» то, что им и так положено по закону: индексацию на уровень инфляции.

Причем работающим пенсионерам государство ничего индексировать больше не собирается, предлагая накрепко запомнить слова министра финансов Антона Силуанова про то, что «это же их выбор», трудиться или нет. А неработающим пенсионерам обещан рост страховой пенсии на 3,7%. Вообще-то закон требует ежегодной индексации на уровень инфляции, достигнутый в прошлом году, с 1 февраля, и индексации «исходя из доходов Пенсионного фонда» — с 1 апреля. «Исходя из доходов» ПФ пенсии в связи с кризисом не пересматривались с 2014 года. Теперь это наконец случится. И нехитрый предвыборный трюк: на 2018 год две индексации объединяются в одну и переносятся на 1 января.

Делается это ради удовлетворения «ожиданий граждан по более существенному увеличению страховых пенсий», говорится в пояснительной записке к одному из законопроектов, внесенных в Госдуму вместе с проектом бюджета. А чтобы «ожидания» удовлетворить наилучшим образом, демонстрируется аттракцион поразительной щедрости: инфляция-то в 2017 году прогнозируется в 3,2%, а пенсии вырастут на целых 3,7%!

С 1 января 2018 года на те же самые проценты вырастет и фиксированная выплата к страховой пенсии — ее с разными коэффициентами получают некоторые категории пожилых россиян вроде инвалидов, граждан старше 80 лет, «северян» и детей-сирот: сейчас она составляет 4805 рублей, а будет примерно 4983 рубля в месяц.

Получат к Новому году россияне преклонного возраста — получатели страховых пенсий прибавку, возрадуются и возлюбят родную власть, нацелившуюся на переизбрание, пуще прежнего (хотя куда уж, казалось бы, пуще)…

А с 1 апреля, то есть уже после выборов, состоится индексация на 4,1% социальных пенсий — их начисляют тем немногим более 3 млн граждан, которые по каким-то причинам не сумели заработать на нормальную (в российском понимании) страховую пенсию, в том числе отбывавшим длительные наказания в местах лишения свободы. Цифра 4,1% получилась «исходя из прогноза темпов роста прожиточного минимума пенсионера», объясняют в правительстве. В 2017-м социальные пенсии индексировались всего на 1,5% и составляют сейчас 8775 рублей в месяц.

По расчетам Министерства экономического развития, прожиточный минимум пенсионера, который в 2017 году равен примерно 8415 рублей, в 2018 году подрастет до 8726 рублей в месяц. Этот показатель задает планку, ниже которой по закону пенсия неработающего по старости или болезни гражданина быть не может. Немало россиян, никогда не отбывавших наказание в местах лишения свободы и работавших всю жизнь, получают страховую пенсию на уровне или чуть выше социальной.

Насколько обещанные неработающим пенсионерам индексации повысят уровень их благосостояния?

По данным, приведенным в пояснительной записке к проекту бюджета Пенсионного фонда на 2018 год, за 2018 год страховые пенсии в среднем вырастут на 383 рубля 81 копейку и составят 13 597 рублей в месяц. В расчет включены и пенсии тех, кто «сделал выбор», поэтому в процентах повышение выглядит менее внушительным: 2,9%. Средний размер социальной пенсии вырастет на 359 рублей 70 копеек.

Это номинальный рост. Что касается реальных, то есть за вычетом всех обязательных платежей, доходов пенсионеров — в МЭР, например, полагают, что в 2018 году они снизятся на 0,7%. И тут портят статистику работающие пенсионеры, выплаты которым не индексируются с 2016 года, объясняют в правительстве…

Пакет бюджетных законопроектов не предполагает никаких изменений или тем более реформ в пенсионном законодательстве ни на 2018 год, ни на последующие два года. Ни повышения пенсионного возраста тебе, ни новой модели накопительной пенсии… Что думает власть по этому поводу, россияне узнают потом. Когда проголосуют.

И это тоже будет «их выбор».

Марина Озерова

Источник: “Московский комсомолец”

Ранее

Революционер с шашечками

Далее

Взрывы и адская пробка: последствия сильнейшего пожара на строительном рынке

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru