Оппозиция, которой не было… И не будет?

Координационный совет оказался дутой и нежизнеспособной структурой

234324

Координационный совет оппозиции в минувшую субботу тихо прекратил свое существование. На собрание из 40 действующих членов КСО пришли около десятка человек. Кворума для принятия каких-либо решений не набралось, поэтому оппозиционеры – раз уже пришли – просто обсудили последние политические события в стране. Это было последнее заседание избранного на год совета – срок его полномочий истек.

А сколько было шума год назад, когда совет только появился! В выборах кандидатов, проводимых в Интернете, приняли участие более 80 тысяч человек. Сколько надежд связывали с этой структурой люди, критически относящиеся к действующей в России власти! Казалось, что эти поистине народные избранники, собравшиеся в совете, смогут преодолеть все разногласия, раздираемые российскую оппозицию, консолидировать свои силы и выступить единым фронтом.

Однако в реальности этого не случилось. Оппозиционеры так и не смогли договориться между собой, выработать реальную единую платформу, не смогли преодолеть дурную привычку тянуть одеяло на себя. В результате те акции, которые они сумели провести за последний год, ни по массовости, ни, тем более, по значимости не идут ни в какое сравнение с митингами на проспекте Сахарова в декабре 2011-го и на Болотной площади в мае 2012-го.

Уже вскоре после создания Координационного совета стало очевидно, что эта структура нежизнеспособна. Многие «координаторы» появлялись на заседаниях совета нерегулярно, то ли занятые собственными делами и проблемами, то ли просто не желая работать по-настоящему в новой структуре, родившейся как протестный ответ на действия властей. А минувшим летом несколько избранников официально вышли из состава совета. Лебедь, рак и щука, впряженные в одну народную российскую телегу, так и не сумели сдвинуть ее с места.

В прошлом году, когда совет только создавался, немецкая газета «Deutsche Welle» цитировала слова эксперта берлинского фонда «Наука и политика» Ханса-Хеннинга Шрёдера: «Наблюдатели на Западе, несомненно, приветствовали бы, если бы оппозиции удалось представить убедительную и реалистичную программу, которую поддержало бы большинство российского населения», – сказал тогда аналитик. Однако он не был уверен в том, что это получится. «В данный момент в основном обсуждаются темы, интересующие лишь небольшую часть российского общества – представителей московской интеллигенции, – отметил Шрёдер. – Среди простого населения много недовольных, однако до них еще надо достучаться».

Не достучались.

На последнем заседании совета было заявлено, что начинается подготовка к выборам нового состава совета, так сказать, второго созыва. Однако вряд ли новый совет получит такую бурную поддержку народа, как прошлый. Так же вряд ли, что он окажется более работоспособным и действенным, нежели его предшественник.

Люди, похоже, разуверились в дееспособности коалиционной оппозиции. Обидно за несбывшиеся ожидания. И еще потому, что за минувший год некоторые члены Координационного совета оппозиции – каждый сам по себе – добились заметных результатов: Алексей Навальный занял второе место на выборах мэра Москвы, Борис Немцов стал депутатом Ярославского областной думы…

Вместе с несбывшимися ожиданиями появился и закономерный вопрос – а что стало с теми деньгами, которые всем миром собирали для Координационного совета? Про них – ни слова. Нет финансового отчета и на сайте КСО. Кстати, 21 октября, когда готовился этот материал, в рубрике «Помочь»для пожертвований были указаны расчетные счета на имя Ольги Романовой, которая еще летом заявила о своем выходе из совета; на сайте это указано – только в другом разделе.

Некоторые члены нынешнего совета – кто раньше, кто позже – уже заявили, что в новый состав КСО баллотироваться не будут. Среди них Алексей Навальный, Геннадий и Дмитрий Гудковы, Борис Немцов, Сергей Пархоменко… При этом многие члены говорят о полезности Координационного совета, мол, как бы то ни было, а подобная площадка для согласования мнения оппозиции нужна.

«Координационный совет – полезное дело, поскольку сейчас единственная в стране площадка, на которой могут объединиться оппозиционные силы», – сказал «Независимой газете» Борис Немцов.

«…КСО задумывался как альтернативный институт власти, когда оппозиционеров не допускали ни на какие выборы. Тогда мы развивались в логике создания альтернативных институтов. Когда ветер поменялся и оппозиционеров стали допускать к выборам, мы поняли, что есть реальная возможность участвовать в официальных выборах. Поэтому и статус этой площадки автоматически поменялся. Альтернативные институты нет смысла развивать, если есть возможность участия в выборах» -заявил Дмитрий Гудков «Новым известиям».

«Самым важным в КСО получились его выборы. Это наибольшее достижение. Большое количество людей выбрали своих представителей, которых считали достойными. Что касается самой работы, ничего особо позитивного в ней я отметить не могу – люди не вполне себе отдавали отчет, куда они идут, что работать как-то надо, не соизмеряли это со своей занятостью и возможностями. Не могу сказать, что КСО принял какие-то судьбоносные решения», – сказала правозащитник Анна Каретникова интернет-изданию «РБК daily».

А вот известный оппозиционер Илья Яшин считает, что Координационный совет вообще не состоялся как институт.

Выходит, все слова, сказанные членами КСО год назад о мощных перспективах протестного движения, оказались пшиком? Одно дело, говорить красивые речи на митингах и в интервью, совсем другое – планомерно работать, воплощая свои слова в действия. Последнее, как выяснилось, многим оппозиционерам оказалось не по зубам.

Геннадий ШАЛАЕВ

Ранее

Что посеешь…

Далее

№ 35 (893) от 22.10.2013

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru