Gett обвинил «Яндекс.Такси» в слежке за клиентами
Сервис заказа такси Gett направил руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорю Артемьеву письмо с просьбой проверить деятельность «Яндекс.Такси». В Gett подозревают, что «Яндекс.Такси» имеет в своем приложении скрытую функцию, которая снижает предлагаемую цену поездки, если фиксирует установленное у клиента приложение конкурента. Об этом сообщила в пятницу, 13 октября, газета «Ведомости» со ссылкой на текст письма Gett в ФАС.
В ФАС подтвердили Forbes, что такая жалоба Gett действительно получена. Но отказались назвать дату получения письма и его содержание, сославшись на то, что рассматриваемое дело носит гриф «для служебного пользования». «Жалоба будет рассмотрена в установленные законом сроки», — заявила представитель пресс-службы ведомства.
Представитель Gett в России Алена Балакирева также подтвердила Forbes, что письмо в ФАС с опасениями по поводу того, что «Яндекс.Такси» использует для слежения за пользователями скрытые функции в своем приложении, направлено буквально на днях. Она рассказала, что на прошлой неделе служба поддержки компании обратила внимание на запрос пользователя в соцсетях по поводу недобросовестной конкуренции.
Речь идет, по всей видимости, о сообщении постоянного пользователя такси Тимофея Васильева, который в начале октября заметил странные закономерности в ценообразовании при поездках на такси. Как написал он 2 октября, цены на поездку на «Яндекс.Такси» стали ниже после того, как он установил у себя на смартфоне приложение Gett. «Похоже «Яндекс.Такси» как-то собирает данные о действиях пользователя, и, если палит на телефоне Gett, начинает коварно конкурировать ценой», — отметил Тимофеев.
По словам Балакиревой, проведенное службой поддержки Gett внутреннее исследование подтвердило, что цена поездки в «Яндекс.Такси» становится ниже, если у пользователя установлено также приложение Gett. Было заказано исследование независимой компании. Эта компания изучила вопрос и установила, что приложение «Яндекс.Такси» способно выявлять все установленные на телефоне приложения. Некоторые выводы, сделанные нанятой компанией по предварительным итогам работы (она все еще продолжается) были приведены в письме направленном в ФАС, отметила представитель Gett.
В Gett отказались сообщить название компании, которая проводила исследования. По данным Forbes, речь идет о небольшой израильско-российской компании. По данным источника Forbes, среди компаний, которые Gett пыталась нанять для этой работы, была «Лаборатория Касперского». Но она отказалась заниматься этой работой, чтобы не портить отношения с «Яндексом», уточнил собеседник. В самой «Лаборатории Касперского» не стали комментировать Forbes эту информацию.
В компании «Яндекс.Такси» Forbes сообщили, что им ничего не известно о жалобе Gett. «У «Яндекс.Такси» точно такой же, как и у Gett, доступ к информации о пользователях смартфонов», — подчеркнул представитель пресс-службы. Он подчеркнул, что этот доступ регламентирован правилами магазинов приложений, в том числе Google Play и Apple AppStore.
«Никакого влияния на цену поездки установленные приложения, а также цвет телефона и размер его дисплея, не оказывают», — отметили в «Яндекс.Такси». Там уточнили, что стоимость поездки формируется динамически и зависит от маршрута, ситуации на дорогах, количества свободных машин в том районе, где пользователь заказывает поездку.
Основатель Gett Дэйв Вайсер считает, что если подозрения по поводу действия «Яндекс.Такси» будут доказаны, то это может обрушить акции «Яндекса», а том-менеджеры компании, которые были в курсе происходящего, столкнутся с проблемами с законом. «Недобросовестная конкуренция является незаконной как в России, так и в США, где «Яндекс» торгуется на бирже NASDAQ», — написалВайсер у себя на странице в Facebook.
По словам Вайсера, «Яндекс» — это публичная компания в США и расследование в ее отношении могут начать NASDAQ, ФБР и ФАС. Основатель Gett считает, что если факт подтвердится, то это может повлечь «непредсказуемый размер компенсаций» в пользу Gett,а также штрафы регуляторам в России и в США.
Следует отметить, что жалоба Gett направлена в ФАС в тот момент, когда ведомство завершает рассмотрение сделки по объединению сервисов такси Uber и «Яндекс.Такси». О сделке стало известно 13 июля 2017 года. Тогда сервис «Яндекс.Такси» сообщил об объединении бизнеса по онлайн-заказу поездок с Uber в России, Казахстане, Азербайджане, Армении, Белоруссии и Грузии. В тот же день глава ФАС Артемьев заявил, что если два из трех основных агрегаторов такси собираются слиться, то в этом, несомненно, есть угроза ограничения конкуренции.
Соответствующее ходатайство «Яндекс.Такси» и Uber поступило в ФАС 18 августа. 19 сентября ФАС продлила срок рассмотрения этого ходатайства. 28 сентября Артемьев заявил в «Коммерсанту», что ведомство относится к этой сделке положительно. «Можно сказать, что в принципе она будет одобрена, но, в каком виде, нужно смотреть», — заявил глава ФАС.
Компания GetTaxi была создана и запущена в 2010 году в Израиле. Ее основателем и гендиректором является выходец из России Шахар Вайсер (сменил имя на Дэйв). Через два года компания появилась в Москве и Санкт-Петербурге. Компания «Яндекс-Такси» создана в России в 2011 году.
Андрей Злобин, Александр Баулин, Ангелина Кречетова
По информации: “Форбс”