Для чего “Нордавиа” и Red Wings решили объединиться
Акционеры “Нордавиа” и Red Wings уже начали подготовку к консолидации в единый холдинг. Пока обе компании будут работать под своими брендами, а затем у холдинга появится новое название. По объёму перевозок Red Wings, принадлежащая “Эрлайн Эссет Менеджмент” — дочерней структуре “Ильюшин финанс”, — сейчас занимает 13-е место в России, а “Нордавиа” компании “Скай инвест” Сергея Кузнецова — 17-е. В прошлом году компании в совокупности перевезли 1,8 млн человек. После ухода с рынка чартеров “ВИМ-авиа” пассажиропоток нового холдинга в 2018 году может превысить 3,5 млн человек.
В самих компаниях не скрывают: цель объединения — повышение финансовой устойчивости.
Как выяснил Лайф, дела у “Нордавиа” и Red Wings в последние годы шли не очень хорошо. Согласно базе данных СПАРК, непокрытый убыток Red Wings за 2016-й превысил 2,5 млрд рублей, кредиторская задолженность — 3,1 млрд, а убыток — 193 млн рублей.
У “Нордавиа” ситуация ещё хуже. Согласно той же базе данных СПАРК, непокрытый убыток авиакомпании на 2016-й превысил 10 млрд рублей, кредиторская задолженность за прошлый год составил чуть более миллиарда рублей, а чистая прибыль — 1,7 млрд рублей. Кроме того, сейшельский офшор World Best Trade, выкупивший в 2016 году у бывшего владельца авиакомпании — “Норникеля” — право требования долга, теперь пытается взыскать с неё в российских судах $128 млн и 1,2 млрд рублей.
Лайф направил вопросы в авиакомпании “Нордавиа” и Red Wings, однако их представители не смогли ответить на них оперативно.
По мнению экспертов, объединение двух обременённых долгами авиакомпаний вряд ли сможет укрепить их положение.
— В кризис всегда происходит консолидация участников, и авиационная отрасль тут не исключение, — говорит директор московского офиса Urus Advisory Алексей Панин. Если говорить о “Нордавиа”, то они сильно провисли в 2014-м, но в 2016-м вышли в зелёную зону и даже закрыли год с прибылью. У “Нордавиа” есть очень серьёзный накопленный убыток, который превышает прибыль до налогообложения за 2016-й. Red Wings тоже в минусе. В общем, объединение компаний едва ли позволит решить все их проблемы, и есть риск, что компании могут повторить ситуацию c “ВИМ-авиа”. В конце концов, от “Трансаэро” тоже никто не ждал банкротства.
Руководитель проектов Коллегии адвокатов “Хренов и партнёры” Роман Беланов также считает, что убыток в 10 млрд рублей для “Нордавиа” — это серьёзное обременение.
— Эти компании не самые крупные на этом рынке, поэтому для них те же 10 млрд непокрытых убытков — это серьёзно. Долги нужно будет гасить, и впереди компании может светить банкротство, — считает Беланов. — Мое мнение: для небольших компаний убыток в миллиард — уже серьёзное обременение.
Иное мнение у главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова. По его словам, едва ли Red Wings стала бы сливаться с “Нордавиа”, если бы считала её долговую нагрузку неподъёмной.
— Объединившись, компании станут экономически эффективнее, получат большую долю на рынке и увеличат парк, — говорит Гусаров. — Что касается долгов “Нордавиа”, то они у авиакомпании действительно немаленькие, но если акционеры Red Wings решились на слияние, значит, они не видят в этом большой проблемы. Тем более что долги по балансу — это не всегда реальные и тяжёлые долги. Всё зависит от условий, например, крупный долг можно растянуть на 10 лет, и там выплаты будут копеечные, а у кого-то долг гораздо меньше, но выплатить его нужно через год. То есть отчётность никогда не даёт реальной картины стабильности компании.
Обе авиакомпании уже неоднократно мелькали в скандалах, связанных с задержками рейсов. Так, летом около тысячи жителей Мурманска не смогли вылететь в Москву из-за отмены совместных дневных рейсов авиакомпаний “Нордавиа” и Red Wings. Тогда губернатор Мурманской области Марина Ковтун поручила региональному Минтрансу подготовить обращение в Ространснадзор с просьбой о проверке деятельности Red Wings.
В “Нордавиа” признавали проблемы с задержкой рейсов, объясняя их самыми разными причинами. Одна из них — обслуживание воздушных судов. Парк авиакомпании насчитывает девять “Боингов”, средний возраст которых составляет 20 лет, поэтому на их обслуживание уходит больше времени.
Алексей Сергеев
По информации: “Лайф”