Живет, но тяжело

Заметки с ХV Международного конгресса русской прессы

 11

250 представителей диаспор из 60 стран мира съехались в столицу Белоруссии, чтобы обсудить место и роль зарубежной русской прессы в современном межкультурном диалоге.

В Национальной библиотеке республики, где проходил форум, были приняты беспрецедентные меры безопасности — у журналистов даже мобильные телефоны отобрали, выдав вместо них бейджики. Это, видимо, для того, чтобы никто не снимал выступление президента Лукашенко, не выкладывал его во всемирную сеть.

Впрочем, сам Батька довольно спокойно говорил о том, что сегодня пресса не может быть независимой полностью — она зависима либо от власти государства, либо от власти денег. Сидевший в первом ряду российский журналист и бизнесмен, создатель одного из крупных агентств Алексей Волин сиял, как майская роза — ведь несколько месяцев назад именно за подобные слова, произнесенные перед преподавателями и аспирантами МГУ, его подвергли остракизму. А теперь их повторил, по сути, опытный политик и государственный деятель.

Запомнились нам также слова Лукашенко о том, что запретить свободу прессы полностью может желать только неопытный политик или недальновидный человек — при сегодняшнем развитии Интернета это невозможно. А вот ограничивать порой приходится — чтобы пресса не портила людям настроение рассказом и показом исключительно негатива в жизни. Когда, произнеся свою 20-минутную речь, Лукашенко удалился из зала, вдохновленные коллеги завели разговор о будущем русскоязычных СМИ, в первую очередь печатных, и о том, каким образом они могут выжить.

По мнению опытных мастеров пера, газетам и журналам следует давать больше аналитики, которую в Интернете читатель не воспринимает, а значит — у еженедельных и ежемесячных изданий будущее есть. Чего, увы, не скажешь о ежедневных газетах. Последние сохранятся только в одном случае — если Интернет каким-то чудом исчезнет из нашей жизни, либо электростанции станут подавать электроэнергию только на несколько часов в сутки.

Выходит, чем хуже будет жить общество, чем более закрытым оно будет — тем лучше журналистам. Не зря же ХV конгресс решили провести именно в Минске — в столице государства, где рядом уживаются парадоксы — доброта и открытость большинства граждан, отсутствие пиетета перед материальными благами, чистота на улицах и нежелание вообще что-либо менять.

Впрочем, некоторые продвинутые руководители и рядовые журналисты СМИ делились опытом работы и говорили о перспективах развития за рубежом русского языка и русской прессы, аспектах влияния новых медиа на традиционные русские СМИ в странах зарубежья. А также ругали власти прибалтийских, центрально-азиатских стран и особенно Молдавии, где русскоязычные газеты и их редакторов либо третируют, либо командуют ими. Исключение составляют только СМИ Кыргызстана, настолько смелые и критичные, что диву даешься, как журналистов и редакторов там до сих пор не пересажали в тюрьмы за смелые и жесткие статьи в адрес властей. Кстати, от одной только частной и свободной от влияния власти газеты Кыргызстана, выходящей на русском языке, на конгрессе было представлено аж три журналиста. В то время как Таджикистан и Туркмения не были представлены вообще никем, а Азербайджан — исключительно журналистами государственных СМИ.

 

Андрей КНЯЗЕВ

обозреватель «Мира Новостей —

специально для «НВ»

МИНСК

Ранее

Лучший пахарь России

Далее

Подражание Лермонтову

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru