Легкость соскока

Как основатель ФК «Открытие» Вадим Беляев оставил властям проблемы своего бизнеса, а себе – реальные активы

Архангельские алмазы вернулись в большую историю: активы одной из старейших на европейском севере компании «Архангельскгеолдобыча» оказались выведены из-под контроля Центробанка и перешли под управление… основателя и крупнейшего акционера скандальной финансовой группы «Открытие» Вадима Беляева.

Волк с Уолл-стрит

Вадим Беляев в очередной раз удивил всех. Каким-то странным и чудесным образом он сумел без особых видимых проблем десантироваться из кресла руководителя финансовой корпорации «Открытие» после того как она оказалась под опекой Центробанка – в кресло руководителя компании «Открытие промышленные инвестиции». Эта дочерняя структура финансового холдинга. Но зато она каким-то странным образом смогла покинуть бизнес периметр группы.

Таким образом получается, что Вадим Беляев оставил монетарным властям в наследство проблемы своего бизнеса, а себе – реальные активы, которые он теперь будет пристраивать стратегическим инвесторам. Выходит, не зря коллеги его называли «волком с Уолл-стрит», а то и просто Остапом Бендером.

Впрочем, для этого были и исторические основания. Вадим Беляев был плоть от плоти «плутовского капитализма», выросшего из банальной уличной фарцовки. Он сам признавал, что начал свою карьеру в 1985 году с фарцовки, а продолжил со скупки ваучеров на столичных улицах.

А затем были модные в ту пору теннисные корты, где будущая звезда российского банкинга познакомилась с Борисом Минцем, который свел его Анатолием Чубайсом и Борисом Немцовым. Партнерство с Минцем продолжалось все эти годы, но когда обстоятельства изменились, молодой (относительно) пайщик-концессионер хладнокровно оставил старшего товарища без шансов. В этом смысле Вадим Беляев оказался более жестоким кадром, чем его литературный прототип, проявив больше сходства с «волком с Уолл-Стрита»

Такая легкость «соскока» скорее всего объясняется составом активов и финансовыми партнерами Вадима Беляева в сделке с «промышленным» «Открытием». И все самое трудное только начинается. «Промышленное открытие» – это по сути архангельский алмазный бизнес, приобретенный у Лукойла весной этого за 1.45 млрд долларов США. Сделку частично профинансировал банк ВТБ, который и забрал в качестве залога акции АО «Архангельское геологодобычное предприятие». ВТБ принимал активное участие в сборке «Открытия», а теперь займется и его разборкой. С начала ноября к оперативному руководству группой приступает нынешний глава ВТБ-24 Михаил Задорнов.

Вадим Беляев занял пост директора компании «Открытие промышленные инвестиции» (ОПИ) еще 12 октября. «Архангельскгеолдобыча» (АГД) занимается разработкой Верхотинского месторождения имени В.Гриба, открытого в Архангельской области в 1996-м году. На протяжении пятнадцати лет компания была настоящим полем битвы, в котором участвовали «Лукойл» и канадская корпорация Archangel Diamond Corporation (ADC), 64% которой принадлежало De Beers, а остальные 36% – группе миноритариев. В 2008 году Лукойл договорился с ADC об продаже ей 49% «Архангельскгеолдобычи».

Скелеты в шкафах

Но в конечном итоге и это соглашение развалилось, так как De Beers отказалось сначала от покупки, затем и от самой ADC – компания была обанкрочена. Тем не менее, судебные тяжбы с Лукойлом продолжались. Возможно, продажа компании «Открытию» просто перевела их в другое пространство. А Вадим Беляев, как и в финансовом бизнесе, просто представляет интересы множества других заинтересованных людей. Тем более в истории АГД такие представители уже были отмечены. Самый яркий след оставил олигарх, основатель USM Holdings Алишер Усманов, имя которого постоянно фигурировало в связи с судебными тяжбами ADC.

Там же, в Архангельской области, динамично развивалось Ломоносовское месторождение, которым занималась ИГ «Ароса» во времена, когда она еще представляла собой группу людей из Собинбанка, обслуживавшего счета российской алмазной монополии.

Некоторые из них впоследствии засветились в бизнесе «Открытия». В частности, стоит обратить внимание на то, что в течение десяти лет (с 2002-по 2012-й годы) НПФом электроэнергетики (НПФЭ) руководил Заур Ганиев, который до этого занимался финансирование проектов в Собинбанке, а до этого был замечен в Лукойле. После ухода из НПФа Заур Ганиев занялся инвестициями в УК «Роснано.

НПФ электроэнергетики оказался в центре внимания после того, как стало известно, что банк «Траст» выкупил у НПФ, входивших в группу «Открытие», бумаги самого банка. Все это произошло перед санацией «Открытия».

Об алмазном прошлом банка на рынке вспомнили нынешней весной, когда на разных якутских форумах появилась информация о том, что «где-то в Африке» убит основатель ИГ «Алроса» и вице-президент Собинбанка в 90-е годы Халид Омаров.

Информацию потом начали опровергать, а тем временем Александр Занадворов – бывший председатель правления Собинбанка – спешно избавлялся от всех своих активов в Москве. А затем еще один партнер по делам Собинбанка Умар Джабраилов внезапно оказался в центре скандала со стрельбой в московском отеле Four Seasons.

И это, судя по всему, далеко не последние скелеты, сохранившиеся в шкафах 1990-х годов. Теперь всем этим хозяйством придется заниматься Вадиму Беляеву. Скорее всего речь идет о подготовке к продаже многострадальной «Архангельскгеолдобычи» Алросе, которой крайне необходимы новые месторождения после недавней потери «Мира».

Но до этого надо еще дожить. Алмазный бизнес – это не банковские игры.

Александр Кузьмин

Источник: “Версия”

Ранее

Сын Хрущева рассказал об «испуге и слабости» СССР

Далее

Шереметьево перегрузили

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru