Почему в армии работают по 15 часов и не видят отпуска?
Начальник Генштаба РФ потребовал наказывать командиров частей, которые необоснованно заставляют подчинённых работать сверхурочно и не дают им отпуска.
Минобороны России устами начальника Генштаба генерала Валерия Герасимова вынуждено признать, что в некоторых частях и подразделениях офицеры превратились фактически в бесправных рабов. Как выяснилось, внутренние проверки в Минобороны и жалобы личного состава показали, что командиры на местах творят что хотят: заставляют людей работать по 12–15 часов, необоснованно вызывают их на службу в выходные и праздничные дни, игнорируют графики отпусков, вынуждают проводить плановый отпуск в пределах воинской части или в период государственных праздников. Как сообщается в письме Герасимова, которое было разослано главкомам всех родов войск и командирам частей, чаще всего именно руководители нарушают режим службы своих подчинённых, что сказывается на физическом и моральном состоянии людей и на общей ситуации в армии. Герасимов потребовал от главкомов всех родов войск и командующих частями до 25 ноября привести регламент служебного времени военных в соответствие с законами.
Поводом для беспокойства Минобороны стали многочисленные жалобы военнослужащих и их семей на грубое нарушение служебного распорядка. Во время служебных проверок частей и подразделений эти факты полностью подтверждаются: командиры игнорируют внутренние положения Минобороны и Генштаба, которые касаются служебного распорядка военных.
— Военнослужащие по указанию непосредственных начальников в вечернее время без необходимости находятся на рабочих местах до убытия руководителей управлений и департаментов. Общее время нахождения на службе достигает 12–15 часов, — сообщает начальник Генштаба.
По данным Герасимова, в армии есть порочная практика, когда начальники необоснованно вызывают на службу подчинённых в выходные и праздничные дни. При этом дополнительное время для отдыха за такую службу или выполнение обязанностей в сверхурочное время военным не предоставляется.
— В результате количество выходных дней у ряда военнослужащих составляет двое-трое суток в месяц при положенных шести, — признаёт начальник Генштаба.
Кроме того что выявлены нарушения режима работы, люди зачастую не могут получить законный отпуск.
— В воинских частях есть практика проведения командным составом “отпусков при части”, когда должностные лица, формально находясь на отдыхе, по требованию начальников продолжают исполнять служебные обязанности, — пишет подчинённым генерал Герасимов.
Начальник Генштаба прямо обвиняет командиров и начальников в том, что они не могут или не умеют правильно и эффективно организовать в своих подразделениях служебный распорядок. Всё это, по мнению Герасимова, заканчивается плохо.
— Перечисленные нарушения приводят к значительному сокращению времени отдыха военнослужащих, усиливают социальную напряжённость и морально-психологическую усталость в воинских коллективах, приводят к заболеваниям, — резюмирует генерал.
Опрошенные Лайфом офицеры разных воинских частей полностью подтверждают эту ситуацию.
— По регламенту я должен приехать на службу к 8:30. Однако наш генерал приезжает в 7 часов утра и руководители всех подразделений уже обязаны быть на службе и его встречать. Такая же история и вечером. По регламенту я должен уходить со службы в 18:00, но все мы реально сидим как минимум до 20:00, пока не уедет домой генерал, — рассказал Лайфу офицер одного из столичных гарнизонов.
Другой офицер рассказал, что их командир регулярно вызывает подчинённых на службу, устраивая для них различные испытания. С отпусками для военных он обращается так же.
— Например, он заставляет брать отпуск в период государственных праздников и нерабочих дней. Уже сто раз было, когда офицеры были вынуждены брать отпуск с 1 по 10 января, а не после каникул, — рассказывает офицер.
По его словам, из-за болезни своего ребёнка он был вынужден уйти на долгий больничный, что очень не понравилось командиру. Он прямо заявил, что об этом не забудет. Так оно и вышло — получение очередного звания затянулось на два года.
В итоге генерал Герасимов потребовал от главкомов всех родов войск и командиров частей взяться за служебную дисциплину и строго придерживаться утверждённого в Минобороны распорядка. До 25 ноября регламенты служебного времени военнослужащих должны быть приведены в соответствие с установленными требованиями.
— Организовать контроль за соблюдением регламентов служебного времени военнослужащих и постоянное ведение журнала учёта времени привлечения к исполнению служебных обязанностей, — пишет генерал в своём требовании.
Командиров и начальников, которые заставляют подчинённых работать сверхурочно и не дают им затем дополнительного времени на отдых, Герасимов распорядился безжалостно наказывать.
Контроль за исполнением этого требования возложен на Управление службы войск и безопасности военной службы Минобороны.
Лайф направил запрос в пресс-службу Минобороны, однако её представители не смогли оперативно предоставить комментарий к моменту публикации материала.
Многие офицеры Минобороны не очень верят в то, что высшее командование может что-то изменить.
— Да это же просто очередная красивая бумага о том, как военное руководство стоит на страже прав младших офицеров, на плечи которых ложится основная работа с солдатами и контрактниками, — возмущается 32-летний майор из штаба одной из мотострелковых бригад по имени Николай.
По его словам, генерал армии лукавит в своём обращении. Ведь с недавних пор Минобороны само возложило на взводных и ротных обязанность поддерживать дисциплину и пресекать неуставные отношения. В казармах им приходится теперь проводить по 14–16 часов.
— О каких там соблюдениях закона “О статусе военнослужащего”, в котором прописано, что “общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами”, может идти речь? — возмущается офицер.
Юристы говорят, что за переработку военнослужащие должны получать отгулы.
— Если офицер провёл со своими солдатами в течение недели, например, лишние 30 часов, то на такое же время он должен получить отгулы, — рассказывает Лайфу юрист Роман Вернега. — А если такой возможности у командования части нет, то данные отгулы могут быть присоединены к основному отпуску. Или вместо дополнительных выходных офицер может потребовать денежную компенсацию за вынужденные дни службы.
По словам офицера одной из частей Южного военного округа, командование обычно принимает у офицеров рапорт о дополнительных отпускных днях или денежной компенсации, но дальше дело не сдвигается.
— Чаще всего накопившиеся за год службы отгулы у офицеров просто сгорают, так как командиры просто не относят рапорты подчинённых в финансовую часть, — возмущается офицер.
Психолог Светлана Лапина призывает Минобороны беречь людей.
— То, что руководство Минобороны решило навести порядок с трудовой дисциплиной, это отлично. Организм человека имеет свой ресурс работоспособности. Он должен отдыхать. У солдат, контрактников и офицеров должны быть законные выходные и праздничные дни, — считает психолог. — Из-за нагрузки и ненормированного рабочего дня у военных происходят психологические срывы, которые часто приводят к преступлениям.
Так, в Армении произошёл трагический случай. На полигоне российской военной базы при сдаче оружия после проведения занятий контрактник “грубо нарушил требования безопасности и непроизвольно выстрелил из автомата”, смертельно ранив другого контрактника. Испугавшись содеянного и ответственности, виновник застрелился.
— Нельзя исключать, что это был нервный срыв, произошедший из-за усталости, — говорит психолог Лапина.
Источник: “Life”