Дмитрий Медведев потребовал найти виновных в потере спутника
Премьер Дмитрий Медведев в понедельник впервые прокомментировал неудачный пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с космодрома Восточный. Он потребовал от вице-премьера Дмитрия Рогозина представить предложения «по кардинальному исправлению ситуации» в отрасли. Источники “Ъ” убеждены, что теперь отставки в отрасли практически неизбежны: вопрос только в том, до какого уровня дойдут увольнения. Правоохранительные органы тем временем уже начали собирать доказательную базу для оценки ущерба и последующего возбуждения уголовного дела.
Дмитрий Медведев высказался по поводу неудачного пуска метеорологического спутника «Метеор» и 18 малых аппаратов с космодрома Восточный на совещании с вице-премьерами, которое состоялось в Горках. «К сожалению, все закончилось плохо. И помимо расследования, которое проводится по линии “Роскосмоса”, хочу отметить, что само по себе это прискорбное событие: никакие страховые выплаты не покрывают тех издержек, которые мы несем»,— заявил премьер. Он подчеркнул, что теперь нужно сделать все необходимые выводы по итогам работы комиссии, которая сейчас создана, и «представить предложения по кардинальному исправлению ситуации». «Здесь дело даже не в финансах — это просто репутационные проблемы для космической отрасли. Нужно представить предложения и о том, как ситуацию исправить, и о том, кто за это ответит, конечно,— добавил господин Медведев.— Дмитрий Олегович (Рогозин.— “Ъ”), я надеюсь, что вы понимаете всю серьезность этой истории?»
По данным “Ъ”, выступление премьера было импровизацией: никто из приглашенных на совещание до последнего не знал, что Дмитрий Медведев заговорит о неудачном пуске. Но Дмитрий Рогозин в ответ сообщил, что по его поручению создана специальная комиссия, которая «проводит проверку всей системы контроля качества при изготовлении ракетно-космической техники и подготовке ее к пуску». «Она будет работать параллельно с государственной комиссией, об итогах ее работы я вам доложу немедленно, как только они появятся»,— пообещал вице-премьер. Таким образом, он официально подтвердил информацию о создании второй комиссии, которую, как сообщал ранее “Ъ”, возглавил председатель научно-технического совета «Роскосмоса» Юрий Коптев. По данным “Ъ”, в понедельник вечером он встретился с Дмитрием Рогозиным, проведя установочное совещание со специалистами, рассказав о составе комиссии, а также ее первоочередных шагах.
Тем временем, по словам источников “Ъ”, причастных к расследованию ЧП, аварийная комиссия под руководством заместителя гендиректора Центрального научно-исследовательского института машиностроения Олега Скоробогатова уже получила первые результаты. Во всяком случае ряд версий, выдвинутых по горячим следам, отклонены или признаны «крайне маловероятными». Так, двигательная установка разгонного блока «Фрегат», по всей видимости, работала без сбоев, аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS хоть и была отключена перед пуском, но не повлияла на полет «разгонника». Нет вопросов и к работе самой ракеты, поскольку в минувшую субботу военные при помощи точно такого же «Союза» отправили с космодрома Плесецк на орбиту спутник радиотехнической разведки «Лотос-С1» (изделие 14Ф145; является компонентом космической системы «Лиана»). Если бы у комиссии были малейшие подозрения в адрес ракеты, то пуск был бы непременно перенесен, рисковать столь дорогим штучным аппаратом военные вряд ли стали бы.
Собеседник “Ъ” утверждает, что в отсутствие телеметрии (параметры с «Фрегата» не передавались через спутники системы ретрансляции «Луч», а сам блок оказался в слепой для наземных средств зоне) специалистам все-таки удалось восстановить примерную картину происшествия.
Установлено, что после отделения от третьей ступени ракеты-носителя связка из «разгонника» и космических аппаратов оказалась на промежуточной орбите. После этого в штатном режиме прошло первое включение двигательной установки «Фрегата». Однако, вместо того чтобы продолжить движение по заданной траектории, связка начала отклоняться от заданного курса. Через некоторое время она вошла в атмосферу, а ее обломки, разрушившись, упали в северной части Атлантического океана.
Отклонение могло произойти из-за проблем с софтом в системе управления «разгонника» и системе управления ракетой, говорит руководитель одного из предприятий космической промышленности. По версии «РИА Новости», речь может идти о «нескоординированности действий между предприятиями, заложившими полетные задания, и предприятиями, не проводившими их предварительное совместное тестирование». Члены комиссии должны также разобраться в том, были ли проведены работы по адаптации систем ракеты-носителя и разгонного блока к пуску с Восточного или нет. Эти вопросы будут рассмотрены во время заседания, намеченного на 12 декабря.
Жесткие формулировки Дмитрия Медведева означают, что по итогам расследования должны состояться отставки, в том числе отраслевых топ-менеджеров, убежден высокопоставленный источник “Ъ” в аппарате правительства. Прецеденты уже были: например, после неудачного пуска ракеты «Протон» с аппаратами Telkom-3 и «Экспресс-МД2» в августе 2012 года заявление об увольнении написал гендиректор Центра имени Хруничева Владимир Нестеров. А по итогам первого пуска «Союза» с Восточного своей должности лишился глава НПО автоматики Леонид Шалимов: из-за неполадок в приборе, разработанном на его предприятии, ракета смогла стартовать лишь в резервный день (28 апреля 2016 года). Владимир Путин, присутствовавший на стартовой площадке, сразу после пуска объявил ему неполное служебное соответствие.
Комиссия Юрия Коптева только начала свою работу, но ряд серьезных вопросов к организации контроля качества производимой продукции на предприятиях у нее уже есть. Например, при сборке тех же «Фрегатов» ответственность за работоспособность отдельных систем блока лежит на изготовителях этих систем, а за комплексную готовность собранного «разгонника» ответственности не несет никто.
Выводы комиссии господина Коптева будут представлены в Белый дом 22 декабря. По сведениям “Ъ”, параллельно к работе уже подключились правоохранительные органы: пока они собирают доказательную базу для оценки ущерба, чтобы впоследствии возбудить уголовное дело.
Источник: “Коммерсантъ”