Общий оборот крупных петербургских компаний, оказавшихся в 2017 году в стадии ликвидации или банкротства, составил почти 500 млрд руб., следует из исследования, проведенного РБК Петербург. Для сравнения — доходы бюджета всего Петербурга за 2016 год составили 450 млрд руб.
Более 60% уже обанкротившихся предприятий — оптовые дистрибьюторы. Второе и третье места в списке самых «банкротных» отраслей занимают строительство и логистика соответственно. По словам экспертов, банкротства в этих отраслях связаны с усиливающимся давлением со стороны крупных федеральных компаний и с демпингом на рынке. Но самая главная причина — безостановочное падение реальных доходов населения.
Между «Роснефтью» и «Газпромом»
Профиль банкротящихся «оптовиков» самый широкий — от продуктов питания и игрушек до промышленной техники и оборудования для бурения. Однако, в основном, это компании, занимающиеся продажей топлива, лесоматериалов, металлов, нефтехимического сырья. Общий оборот таких предприятий (всего их 129) составлял 128 млрд руб. Наиболее крупные компании — «Октаника» (занимается торговлей топливом, выручка за 2016 год — 3,8 млрд руб.), «Онеста» (торговля прочими строительными материалами и изделиями, выручка 2,9 млрд руб.), ЕТС-Логистика (торговля химическим сырьем, выручка 2,2 млрд руб.).
Справка
РБК Петербург отобрал зарегистрированные в Петербурге компании, оказавшиеся в 2017 году в стадии ликвидации или банкротства на основе открытых источников. При подсчетах учитывались только компании с оборотом более 100 млн руб. Всего в выборку попало более 900 организаций, общий оборот которых по итогам 2016 года составил порядка 0,5 трлн руб.
Причина банкротств оптовых топливных компаний, по словам первого замгендиректора «Петербургской топливной компании» (ПТК) Леонида Чурилова, в активности крупных игроков рынка из числа вертикально-интегрированных холдингов или компаний с действительно большими оборотами типа ПТК на рынке Северо-Запада. «Примерно года два эти компании развивают программы по продаже нефтепродуктов мелким оптом на рынке Северо-Запада. Сейчас рынок стал более открытым, и клиенты могут обратиться за топливом к крупным игрокам или даже купить его на бирже, не рискуя получить некачественные нефтепродукты или срыв в поставке», — говорит Чурилов.
К тому же, по его словам, бизнес многих небольших и средних компаний в Петербурге был построен на продаже заменителей дизельного топлива (так называемых средних дистиллятов), которые с первого января 2018 года вырастут в цене из-за введения акцизов. «В следующем году средние дистилляты перестанут быть настолько дешевой альтернативой дизельному топливу, и компании, занимающиеся его продажей, вероятно, просто уходят с рынка», — добавляет Чурилов.
Причина банкротств топливных компаний — в активности таких холдингов, как «Роснефть» и «Газпром Нефть», которые развивают программы по продаже нефтепродуктов мелким оптом на местном рынке
Жертвы конкуренции
Еще один сегмент оптовой торговли, который накрыла волна банкротств — универсальные дистрибьюторы (всего 167 компаний с общим оборотом за 2016 год в 71,2 млрд руб.). К ним относятся компании, не поддающиеся конкретной классификации по «Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» (ОКВЭД) — т.е. не специализирующиеся на продаже какого-то определенного вида продукции, а занимающиеся торговлей «в целом». Например, «Торговый дом «Гарант», один из лидеров банкротного списка по обороту (выручка за 2016 год составила 2,5 млрд руб.), занимается продажей охранно-пожарных систем, аккумуляторами, кабельной продукцией. К этой же категории относятся промышленная группа «Проминдустрия» (3,9 млрд руб. выручки за 2016 год), «Торговый дом НТЛ» (2 млрд), «Торгвэй» (1,9 млрд руб.), «Алмаз-Строй» (1,7 млрд руб.).
В число антилидеров в сфере оптовой торговли попали и дистрибьюторы продуктов питания и табака. Всего в стадию ликвидации или банкротства в 2017 году перешли 77 таких компаний с суммарной выручкой почти 50 млрд руб. Крупнейшие из них — «Федеральная Продуктовая Компания» (дистрибуция алкоголя, выручка за 2016 год — 6 млрд руб.), «Мясторг» (торговля мясом и мясными продуктами, 4,5 млрд руб.), «Смага» (торговля прочими пищевыми продуктами, 3,2 млрд руб.).
По словам игроков рынка, в большинстве своем дистрибьюторы продуктов питания становятся жертвами конкуренции в ретейле. Как говорил ранее РБК Петербург бывший глава компании «Любимый край» Дмитрий Байков, на фоне падения покупательского спроса практически единственным инструментом конкуренции в ретейле стала цена, что привело к ужесточению закупочной политики ретейлеров. «Если комиссия дистрибьютора делает товар на полке дороже даже на несколько процентов, то это звено необходимо исключить из цепочки поставок. У федерального ретейла для этого есть и логистическая инфраструктура, и финансовая мощь», — пояснял свою мысль Байков.
Если комиссия дистрибьютора делает товар на полке дороже даже на несколько процентов, то это звено необходимо исключить из цепочки поставок
Для дистрибьюторов ситуация осложняется тем, что в последнее время федеральные сети пытаются установить с производителями прямой контакт не только на российском, но и на зарубежном рынке, говорит совладелец Василеостровской пивоварни Николай Митчин. А значит, их услуги оказываются все менее востребованными.
Офисный кризис
В стадии ликвидации или банкротства оказались и 70 поставщиков различного оборудования с совокупным оборотом в 2016 году в 31,4 млрд руб. Крупнейшие из них — «Электроникс» (2,1 млрд руб.), «Элтекс» (1,9 млрд руб.), «Пит Логистик» (1,9 млрд руб.). Следом за ними идут дистрибьюторы потребительских и бытовых товаров (83 компании, совокупный оборот 30,1 млрд руб. Крупнейшие из них — «Исток-Плюс» (1,6 млрд руб.), «Висмар-Тойз» (1,5 млрд руб.), «Юниэл Дистрибьюшн» (1,5 млрд руб.).
Отдельного упоминания заслуживают дистрибьюторы компьютерной и офисной техники. В этой сфере произошли самые крупные банкротства в Петербурге в 2017 году. Так, рухнули такие торговцы компьютерами, как «Ситиком» (выручка за 2016 год — 14 млрд руб.) и «Системные проекты» (6,6 млрд руб.). Всего за год обанкротилось 7 компаний — поставщиков компьютерной техники.
Строители под демпингом
Следом за оптовиками в банкротном рейтинге Петербурга идут строители. В Петербурге в стадии ликвидации или банкротства находятся 140 компаний с общей выручкой в 2016 году в размере 75 млрд руб. Профиль деятельности организаций также довольно широк — не устояли застройщики жилой и нежилой недвижимости, строители мостов, дорог, инженерных коммуникаций. Наиболее крупные организации из числа «павших» — компания «МорГазСервис» (строительство жилой и нежилой недвижимости, трубопроводов, выручка по итогам 2016 года — 14 млрд руб.), «Евромонолит» (строительство жилой и коммерческой недвижимости, выручка за 2016 год — 5,2 млрд руб.), «Дормет» (строительство жилой и нежилой недвижимости, выручка по итогам 2016 года — 5,1 млрд руб.).
По словам экспертов, к банкротству строителей приводит чрезмерная финансовая нагрузка, обусловленная кризисом неплатежей и снижением прибыли. При этом тяжелее всего себя чувствуют подрядные организации, особенно те компании, кто работает с жилищными девелоперами, говорят аналитики. В общем объеме подрядных организаций Петербурга доля убыточных составляет 24%.
Чтобы победить в тендере, многие подрядчики занижают стоимость своих услуг. Это приводит к снижению среднего уровня цен на услуги по строительству
«Во-первых, жилищные девелоперы все чаще частично расплачиваются с подрядчиками квартирами в домах, чье строительство они же и ведут. Таким образом, на подрядные компании перекладывается долговая ответственность. Во-вторых, демпинг цен на строительные работы влияет на конъюнктуру рынка подряда. Чтобы победить в тендере, многие подрядчики занижают стоимость своих услуг. Это приводит к снижению среднего уровня цен на услуги по строительству», — говорил ранее РБК Петербург руководитель направления строительного консалтинга Rusland SP Николай Большаков.
Нет денег — нет развития
На третьем месте среди отраслей, лидирующих по объему банкротств — логистический бизнес. В стадии ликвидации или банкротства в 2017 году оказалось 55 таких компаний с общей выручкой 21 млрд руб. Крупнейшие из них — РВД (оператор железнодорожных и мультимодальных перевозок, выручка по итогам 2016 года — 2,8 млрд руб.), «Балтторг» (водный транспорт, 2 млрд руб.), «Балтлогистикгрупп» (международные перевозки, 1,3 млрд руб.).
По словам гендиректора логистической компании «Монополия» Ильи Дмитриева, логистическая отрасль в последние годы активно консолидируется, с рынка уходят игроки, не сумевшие выстроить эффективные финансовые модели, а также небольшие и средние компании, не имеющие возможности работать с клиентом напрямую.
«Сейчас наша отрасль одна из самых фрагментированных, поэтому и в будущем году мы, вероятно, увидим много банкротств. Небольшие и средние компании из-за своего размера не сотрудничают напрямую с крупными грузоотправителями, и вынуждены работать через посредников, оставлять им существенную часть прибыли. Нет денег — нет развития. Поэтому такие компании закрываются. К тому же, логистика — это сложная отрасль с точки зрения математики. Уже невозможно работать «по-старинке», в отрасли очень высока степень проникновения цифровых технологий, и компании, не построившие в свое время эффективного моделирования, не выдерживают конкуренции по расходам», — отмечает Дмитриев.
Уже невозможно работать «по-старинке», и компании, не построившие в свое время эффективного моделирования, не выдерживают конкуренции по расходам
Исторический рекорд
Как ранее писал РБК со ссылкой на Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), количество банкротств по всей России в третьем квартале выросло по сравнению с июлем—сентябрем прошлого года на 12,4%, до 3227.
На рост банкротств влияют два фактора, полагают аналитики. Первый — слабый потребительский спрос: реальные располагаемые доходы населения падают 12 кварталов подряд. За первые девять месяцев этого года они снизились на 1,2%, по данным Росстата. «У нас не было такого длительного периода падения реальных доходов населения. Весь бизнес, ориентированный на потребительский спрос, пострадал наиболее сильно в этот кризис, и тренд здесь пока негативный», — подчеркивает председатель совета Московской международной валютной ассоциации, экс-глава департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Кирилл Тремасов.
Вторая причина — медленное снижение ключевой ставки. В начале года она находилась на уровне 10%, а к концу октября снизилась лишь до 8,25%, в то время как инфляция падала более быстрыми темпами: преодолев таргет Центробанка в 4% еще летом, к концу октября она в очередной раз обновила постсоветский рекорд и достигла 2,7%.
Примечательно, что достигнутый по итогам августа—сентября уровень банкротств даже немного превысил пиковое значение марта 2015 года. Он лишь на 2,1% ниже исторического максимума октября 2009 года, говорят эксперты.
Дмитрий Гринкевич
Источник: “РБК”