Как получают питьевую воду в бутылках из легендарного Байкала
Фоторепортаж Forbes с берегов самого глубокого на планете озера Байкал, где выходец из «Реновы» создал производство питьевой воды.
Одиннадцать лет назад директор иркутского филиала «Реновы» Максим Сурнин закрыл сделку по продаже пивоваренного предприятия. При этом безалкогольная часть бизнеса осталась в руках прежнего владельца. Начиная с 2007 года образованная Сурниным компания «Байкалси» запускала разные марки лимонадов и питьевой воды для ресторанов, но готовила проект куда более глобальный — национальный бренд Baikal430.
Поселок Листвянка Иркутской области. Здесь, прямо на берегу Байкала, проходит водозабор глубинной воды Baikal430. Сырье добывается из так называемого «ядра» озера с глубины 430 м, что отражено в названии марки.
От Иркутска до полок московских магазинов «Азбуки вкуса», сетей X5 Retail, «Гастронома No1» в ГУМе бутылка байкальской воды проделывает путь длиною более 5 000 км.
С момента запуска производства «Байкалси» в 2006 году на строительство и закупку оборудования ушло около €20 млн.
Baikal430 экспортируется в Китай и Корею. Уже сейчас продукт популярен среди азиатов: более 1000 публикаций с отметкой бренда в соцсетях. Однако экспорт пока не является приоритетным для компании. «Сейчас мы строим бизнес внутри страны: рубль, вложенный в России, экономически легче просчитать. Закрепив позиции здесь, мы планово и системно будем переходить на внешние рынки», — говорит сооснователь Сурнин.
Бренд Baikal430 имеет схожие черты с американской водой FIJI Water из артезианской скважины в Тихом океане. Форма бутылки, крупное горлышко, дизайн задней стенки — сходства действительно есть. Хотя сам производитель сравнивает себя с «Боржоми», на смену которому и пришел Baikal430 после распада СССР.
Мощность производственного комплекса, где выпускается байкальская вода, равна 24 000 бутылок в час. В год это 300 млн литров.
За несколько лет до появления Baikal430 производитель запустил два премиальных бренда в стеклянных бутылках «Жемчужина Байкала» и «Байкал Резерв», чтобы познакомиться с ретейлерами из Москвы и Питера, наладить продажи в этих городах. Сейчас эти марки преимущественно представлены в сегменте HoReCa.
Общая длина системы добычи воды около 3 км. Длина от места забора до станции подъема — около 1 км.
Помещение насосной станции, где проходит водозабор Baikal430, находится под землей. На стене пунктиром отмечен уровень озера. Когда находишься внутри, то он на отметке 2 м от пола.
Два производственных комплекса «Байкалси» построены таким образом, что являются взаимозаменяемыми. Между ними — переходная галерея.
Производство осуществляется на автоматизированной линии розлива, исключающей воздействие человека на продукт. Ручной труд минимален: работают только два оператора и несколько сотрудников лаборатории контроля качества.
Baikal430 отвечает национальным и международным стандартам. Чтобы обеспечить микробиологическую чистоту продукта, вода подвергается обеззараживанию с помощью озона.
Форма и дизайн бутылки продиктованы в том числе логистикой — тара с квадратным дном занимает меньше места, чем с круглым.
Основатели Baikal430 говорят, что продают не упаковку, а определенное представление о легендарном озере Байкал.
Елена Ганжур
Источник: “Forbes”