Почему авиакомпании не хотят связываться с инвалидами
Лайф разбирался, как в России регламентируется перевозка инвалидов на самолётах и что им самим нужно сделать, чтобы попасть на рейс.
Следственный комитет начал проверку инцидента в аэропорту Кургана. 13 мая на борт авиакомпании UTair не пустили мальчика-инвалида на коляске. Служащие объяснили это тем, что он, мол, занимает много места. В итоге парень провёл с отцом три тяжёлых дня в чужом городе, пока социальные службы не купили новые билеты. Как выяснилось, ещё два года назад UTair штрафовали из-за похожего случая. Да и вообще по стране ситуация с перелётами инвалидов нерадужная. Аэропорты не желают создавать инфраструктуру, потому что дорого (и даже прокуратура их не смогла заставить), а Верховный суд и вовсе разрешил авиакомпаниям не пускать инвалидов-колясочников на борт. Лайф разбирался, как в этих условиях инвалидам всё же купить билет на самолёт так, чтобы их не высадили.
Ребёнка в коляске не пустили на борт
— 13 мая мы с сыном прибыли на посадку в аэропорт Кургана. На регистрации на рейс до Москвы мне сказали: в записях не указано, что сын — инвалид первой группы. К тому же он колясочник. У него гипс на ногах, тогда ему, может, потребуется два места, так как ноги в коленях не сгибаются, — рассказывает отец парня Андрей. — На этом основании нам отказали в посадке.
Три дня они вынуждены были ютиться в съёмной плохо отапливаемой комнате. У парня редкое генетическое заболевание — миопатия Дюшена. Это один из самых грозных видов мышечной дистрофии. В Кургане ему делали сложную операцию на ногах, чтобы те начали лучше разгибаться. Везти ребёнка поездом родители не могли — даже из-за небольшого сотрясения загипсованных ног результаты операции могли быть “аннулированы”.
Большие претензии у отца и к Фонду социального страхования, который должен оплачивать перевозку инвалидов.
— В ФСС Приморья категорически не хотели давать нам билеты на самолёт, ссылаясь на инструкции и законы. Мне пришлось очень долго разговаривать с сотрудником фонда, после чего нам наконец дали билеты, — продолжает Андрей.
В итоге только сегодня парень той же авиакомпанией вылетел в Москву — на дальнейшее лечение.
UTair прокомментировала громкий инцидент. Представители перевозчика просят обратить внимание, что они, пусть и с опозданием, организовали перелёт семьи Пищевых в Москву. При этом в UTair отмечают, что могли сделать это и ранее, если бы их предупредили о пассажире, которому требуются особые условия полёта.
— Авиакомпания сразу бы обеспечила все условия для перевозки ребёнка, если бы при оформлении билета было указано, что требуется специальная поддержка для пассажира, — сообщили Лайфу в пресс-службе перевозчика.
В UTair Лайфу пояснили правила: после покупки билета на рейс, за сутки до вылета, инвалид (или сопровождающий его пассажир) должен уведомить информационный центр.
— Оператору колл-центра следует сообщить, что купили билет на рейс и инвалид будет на коляске. При этом необходимо указать тип коляски — на ручном или электрическом управлении, — рассказали Лайфу в UTair. — При посадке на рейс инвалида и сопровождающего встретит наш сотрудник. А если инвалид хочет, для комфортного перелёта он может выкупить, например, весь ряд кресел — три места. Этот вопрос необходимо решать заранее в билетной кассе, а авиакомпанию только проинформировать об этом.
При этом в UTair указывают на свой многолетний опыт перевозки сложнотранспортабельных детей.
— Авиакомпания ежегодно организует льготные перелёты для подопечных фонда “Подари жизнь”, в 2017 году UTair перевезла 165 детей и родителей, — заявляют представители пресс-службы.
Российские инвалиды регулярно сталкиваются с подобными проблемами, и не только в России.
— У нас был похожий случай, только с самолётом авиакомпании Air Berlin. Мы принимали делегацию из шести инвалидов-колясочников из Германии и, в свою очередь, отправляли в Дюссельдорф нашу делегацию инвалидов, — рассказала Лайфу член комиссии по делам инвалидов при президенте РФ Надежда Белькова. — Тогда командир корабля отказался принимать на борт всю делегацию, сказав, что могут зайти только двое. В качестве жеста протеста вся делегация отказалась лететь тем рейсом.
По словам Бельковой, впоследствии перед участниками делегации извинялся лично директор Air Berlin, выдав им сертификаты на перелёт.
Белькова считает случай с инвалидом в Кургане вопиющим.
— Это нарушение Конвенции о правах инвалидов ОНН, которую подписала и Россия, — сказала Белькова. — Перевозчик применил дискриминационные методы по признаку инвалидности.
По каким законам летают российские инвалиды
Законы, которые определяют права инвалидов на перелёт, выкристаллизовывались минимум 10 лет. На этом многотрудном пути они постоянно менялись. Сейчас правовой расклад прост: любая авиакомпания может отказать колясочнику в перелете, и ей за это ничего не будет. Правовые документы в этой области противоречивы, и каждый пользуется этими противоречиями, как ему позволяют совесть и возможности.
С одной стороны, в 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, которая запрещает любую дискриминацию по признаку инвалидности. Там прописано, что любое различие, исключение или ограничение (в том числе ограничение передвижений) по причине инвалидности запрещено.
С другой стороны, ещё с 2007 года работает приказ Министерства транспорта № 82 о воздушных перевозках. Один из пунктов разрешает авиакомпаниям не брать на борт лежачих больных и колясочников, если самолёт не оборудован для этого. В 2011 году этот приказ полностью подтвердил Верховный суд. Так что любая авиакомпания может отказать инвалиду-колясочнику на том основании, что в лайнере нет специального места для него.
В 2016-м приказ Минтранса чуть-чуть переписали. Там по-прежнему осталось право отказать в перевозке, но зазвучало оно по-другому.
Теперь в пункте 230 приказа написано: перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки, “если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, или создаёт беспорядок и неустранимые неудобства”.
Многие авиакомпании по своим внутренним требованиям указывают, что при бронировании билета для перевозки инвалидов или больных пассажиров в авиакомпанию должно быть предоставлено подписанное врачом медицинское заключение, содержащее разрешение на его перевозку воздушным транспортом, а также указаны специальные требования к условиям перевозки такого пассажира.
По словам юриста Александра Островского, таким образом авиакомпании перестраховываются от судебных исков со стороны самих инвалидов или их родственников, если во время полёта у пассажира ухудшится здоровье.
— Именно поэтому авиакомпании требуют ещё и медицинское свидетельство, которое подтверждает возможность больного пассажира совершить перелёт без опасности для его здоровья и отсутствие необходимости оказания особой медицинской помощи во время полёта, — рассказывает Лайфу Александр Островский.
Вот так: если вы инвалид, авиакомпания может счесть, что вы создадите “беспорядок” и “неустранимые неудобства”, да ещё и будете угрожать безопасности. И никуда вы не полетите.
В таких условиях инвалидам остаётся только полагаться на правила авиакомпаний. Как бы строги ни были законы, на практике большинство российских перевозчиков дружелюбно относится к маломобильным группам граждан.
Во всех крупных авиакомпаниях на сайте указаны правила перевозки инвалидов. Как правило, для больших судов в крупных аэропортах устроены те же амбулифты. Чтобы обеспечить попадание на рейс без задержек, авиакомпании требуют от инвалидов соблюдения единственного условия: нужно заранее по телефонам горячей линии предупредить о том, что покупатель билета не может самостоятельно передвигаться.
Поэтому в большинстве случаев инвалиду будет достаточно просто позвонить в авиакомпанию за несколько дней до вылета и предупредить о том, что ему нужна помощь, чтобы подняться на борт. Тем более что такое требование содержится и в Воздушном кодексе РФ.
“Пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности обязан сообщить перевозчику об имеющихся у такого пассажира ограничениях для обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки”, — написано в Воздушном кодексе.
Авиабилеты инвалиду оплачивает Фонд социального страхования (ФСС), однако тут есть нюансы.
— Согласно постановлению Правительства РФ от 27 октября 2011 года, инвалиды имеют право на оплату авиаперелёта к месту лечения и обратно, если билет на самолёт дешевле, чем на поезд, или нет никакого иного вида транспорта, кроме авиационного, — пояснил адвокат Илья Алексеев. — Как известно, из Кургана до Москвы и от Москвы до Владивостока есть железнодорожное сообщение, однако нужно смотреть, дороже билеты на самолёт или дешевле.
Суд не панацея
По словам юриста Александра Островского, согласно Воздушному кодексу РФ и приказу Минтранса РФ, перевозка пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности производится по согласованию с авиакомпаниями и согласно их внутренним правилам. Если к действиям персонала авиакомпании есть претензии, необходимо обращаться в суд.
— Суд достаточно часто, как мне известно, становится именно на сторону пассажиров, — заявил в разговоре с Лайфом Островский.
Юрист, член Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при Председателе Совета Федерации Евгений Корчаго также считает, что споры может разрешить суд. Для этого нужно провести исследование всех обстоятельств дела: правил компании, правил авиаперевозок, утверждённых правительством, и конструкции самолёта.
— В случае с мальчиком-инвалидом сложно сказать, были ли нарушены его права. Авиакомпании имеют право отказать в допуске на рейс, например, по причинам, связанным с безопасностью, — заявил Лайфу Евгений Корчаго. — Если были забронированы не те места, а подходящие в такой ситуации были заняты, то компания имела право отказать, если перевозка ребёнка на свободных местах представляла опасность. В этом случае оснований для взыскания компенсации не будет.
Согласно судебной практике, которую изучил Лайф, инвалидам не всегда удаётся отстоять свою правду.
Об этом, например, свидетельствуют материалы Тамбовского районного суда трёхлетней давности. Тот иск подан не к авиакомпании, а к аэропорту, но отражает общий настрой.
Инвалид-колясочник Юрий Седых обратился в прокуратуру с жалобой на Тамбовский аэропорт, потому что испытал сложности при посадке в ближнемагистральный самолёт ATR-72 авиакомпании UTair. Прокурор провёл проверку и подтвердил: в аэропорту отсутствуют необходимые условия для маломобильных пассажиров. Не оборудованы туалеты, отсутствуют специальные дорожки, но самое главное — нет амбулифта для поднятия колясочника на борт.
Аэропорт, принадлежащий местной администрации, через суд оспорил претензии прокурора. Суд встал на сторону аэропорта, признав, что оборудовать его амбулифтом нецелесообразно и слишком дорого. На суде представитель Тамбовского аэропорта выводил следующие формулировки:
— Стоимость амбулифта равна примерно 10 млн рублей. За последние 5 лет аэропорт “Тамбов” лишь однажды перевозил инвалида, передвигающегося на кресле-коляске, — говорил юрист в суде.
Поэтому, мол, если купить амбулифт за казённые деньги и использовать его так редко, это будет противоречить принципу эффективности использования бюджетных средств, считал юрист.
Суд полностью встал на сторону аэропорта, отметив, что в законе нет нормы, которая прямо обязывает аэропорты покупать амбулифты.
Однако в статье 106.1 Воздушного кодекса РФ есть пункт 7. Он говорит: аэропорт безо всякой доплаты должен обеспечить посадку и высадку инвалида в самолёт, в том числе и с использованием амбулифта.
По материалам: “Life”