В одной из квартир Мюнхена найдены конфискованные нацистами картины художников-модернистов, считавшиеся навсегда утерянными
В 2010 году в ходе рутинной проверки пассажиров поезда, шедшего из Цюриха в Мюнхен, немецкие таможенники обнаружили крупную сумму денег у некоего 79-летнего Корнелиуса Гурлитта. В портмоне пожилого мужчины находились целых девять тысяч евро, происхождение которых он толком так и не смог объяснить. В связи с тем, что данная сумма не превышала положенные для декларирования при въезде в Евросоюз 10 тысяч, таможенники вынуждены были отпустить Гурлитта. Однако заметочку для себя с немецкой педантичностью всё же сделали. Тем более, что фамилия подозрительного пассажира хорошо известна в кругу антикваров и торговцев проведениями живописи.
Дело в том, что отец Корнелиуса — Хильдебрандт Гурлитт, умерший ещё в 1956 году, был в Германии известным коллекционером, а до 1930 года – директором художественного музея в Цвиккау. Особо внимание он уделял собиранию полотен классического модернизма, экспрессионизма, сюрреализма, то есть именно тех направлений живописи, которые нацистами причислялись к «дегенеративному или вырождающемуся искусству».
Являвшийся наполовину евреем Гурлитт-старший вскоре после прихода к власти нацистов был уволен с директорской должности, однако затем его услуги вновь понадобились. По личному указанию министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса он начал покупать в Германии картины модернистов и продавать их за границу. Эти покупки осуществлялись за символические деньги, в основном у запуганных нацистами жителей Германии еврейского происхождения. Считалось, что хранившиеся у самого Хильдебрандта Гурлитта картины погибли во время разрушительной бомбардировки Дрездена, осуществлённой американцами в феврале 1945 года. После окончания Второй мировой войны коллекционер прошёл через процедуру денацификации и был реабилитирован. В пользу Гурлитта сыграл факт его еврейского происхождения, а также его утверждения, что он помогал многим коллекционерам-евреям собрать деньги от продажи картин для бегства за границу.
Сын коллекционера не был зарегистрирован на территории ФРГ, однако установленная за ним слежка позволила в итоге выяснить его точный адрес в Мюнхене, где он постоянно проживал. Весной 2011 года по ордеру прокуратуры в квартире пожилого мужчины был произведён обыск. Изумлению полицейских не было предела, когда они обнаружили в тёмной, замусоренной кладовке более полутора тысяч картин таких выдающихся авторов как Макс Бекман, Марк Шагал, Оскар Кокошка, Эмиль Нольде, Пабло Пикассо, Анри Матисс. Утверждается, что общая стоимость этой коллекции может доходить до одного миллиарда евро. При этом бесценные картины, считавшиеся безвозвратно утерянными, хранились среди банок с просроченными консервами, в квартире со старыми, покрывшимися плесенью оконными рамами и грязными балконными дверями.
Это открытие немецких правоохранительных органов по соображениям безопасности держалось в строжайшем секрете до минувшего воскресенья, когда информация о найденной коллекции художников-модернистов всё же просочилась в прессу. Как заявил руководитель Штеделевского художественного музея во Франкфурте-на-Майне Макс Холляйн, находка подобного рода является абсолютно уникальным случаем и не имеет аналогов в современной истории.
Пока не ясно, будут ли изъятые картины, хранящиеся сейчас на специальном складе таможни в Мюнхене, возвращаться их предыдущим владельцам. По мнению Макса Холляйна, правоохранительные органы должны установить теперь происхождение каждого отдельного произведения искусства. Как отметил президент Центрального совета евреев Германии Дитер Грауман, необходимо срочно прояснить, живы ли сами владельцы картин или их правомочные наследники. «Поздняя справедливость лучше, чем вообще никакая», – подчеркнул Грауман. Между тем, по первой оценке экспертов, по меньшей мере одна картина Матисса, обнаруженная в Мюнхене, принадлежит французскому галеристу и торговцу произведениями искусства Полю Розенбергу (Paul Rosenberg), чьей внучкой является журналистка Энн Синклер,бывшая жена главы МВФ Доминика Стросс-Кана. Женщина уже начала добиваться возвращения картины, конфискованной у её деда.
Сам Корнелиус Гурлитт обвиняется пока лишь в неуплате налогов. Считается, что он продавал картины из коллекции отца тогда, когда ему нужны были деньги. Последний зафиксированный случай такой незаконной продажи связан с одной из картин Макса Бекмана, которая ушла заграницу за 864 тысячи евро.
Владимир ВАСИЛЬЕВ
собкор “НВ”
БЕРЛИН