Друзья степей

В СССР их преследовали. Теперь они один из самых уникальных народов России

Жители Калмыкии исповедуют тибетскую форму буддизма. Из 58 официально зарегистрированных там общин 27 — буддийские. Эта религия пользуется особым статусом в республике, мирно сосуществуя с христианством и исламом.

Впрочем, так было не всегда.

Долгие годы их преследовала советская власть, порой сажая верующих в тюрьмы. Но они сумели сохранить частичку самобытности. Калмыки всегда находили компромисс. До XVII века они были язычниками, поклонялись силам природы, почитали солнце, луну, звезды, огонь. Особое место занимал культ предков и рода. Проникновение буддизма происходило через паломников из Тибета, которые приходили на калмыцкие земли через китайскую Джунгарию. В результате произошло смешение двух течений, и получился буддизм с чертами шаманизма. Последний приобрел особые черты: классическое шаманство, считающееся «черной верой», трансформировалось в знахарство. В народе буддийских шаманов называют «знатоками». Их обряды и сейчас имеют черты ритуалов периода старинных верований.

Фотограф Тата Гориан в авторском проекте «Следы» попыталась поймать моменты, когда древние языческие культы, буддизм и кочевое прошлое калмыков сливаются воедино.

Внучка калмыцкого жреца — гелюнга — перед алтарем в заброшенном доме своего деда
Внучка калмыцкого жреца — гелюнга — перед алтарем в заброшенном доме своего деда. Фото: Тата Гориан

Во дворе семья гелюнга возвела ему памятник, который станет молельным местом для жителей поселка Буруны в Астраханской области (до 1943 года поселок входил в состав Калмыкии).

На животноводческой точке около поселка Чилгир
На животноводческой точке около поселка Чилгир. Фото: Тата Гориан

Несмотря на то что буддизм запрещает убивать животных, калмыки разводят скот и едят мясо. Мясное животноводство для Калмыкии — традиционный вид хозяйства с кочевых времен. По поголовью крупного рогатого скота республика занимает первое место в России, а по количеству овец и коз — второе.

Калмык обводит пламенем спички простуду на губе
Калмык обводит пламенем спички простуду на губе. Фото: Тата Гориан

По сохранившимся представлениям калмыков, огонь имеет очищающее свойство.

Калмыки прикладывают ко лбу пайцзу
Калмыки прикладывают ко лбу пайцзу. Фото: Тата Гориан

Пайцза — современная версия награды Чингисхана, дающая большие права владельцу: доступ, помощь, содействие. Калмыки верят, что пайцза обладает большой силой, поэтому стремятся к ней прикоснуться.

Обряд жертвоприношения огню
Обряд жертвоприношения огню. Фото: Тата Гориан

В пламя бросают масло, жир, сладости, льют молоко, чай. Почитание огня, особенно огня очага, связано с остатками родового культа. По поверьям калмыков, огонь в очаге — хранитель благополучия и богатства семьи.

Разбрасывание риса во время обряда открытия памятника гелюнгу — калмыцкому жрецу
Разбрасывание риса во время обряда открытия памятника гелюнгу — калмыцкому жрецу. Фото: Тата Гориан
Традиционная встреча рода у поселка Бургуста
Традиционная встреча рода у поселка Бургуста. Фото: Тата Гориан

Каждый калмык должен знать своих предков как минимум до седьмого колена. Браки между родственниками до седьмого колена запрещаются.

Калмычка разносит подношения (фрукты, сладости) предкам на кладбище
Калмычка разносит подношения (фрукты, сладости) предкам на кладбище. Фото: Тата Гориан
Заброшенный дом калмыцкого жреца
Заброшенный дом калмыцкого жреца. Фото: Тата Гориан
На точке
На точке. Фото: Тата Гориан

В республике, по данным Минсельхоза Калмыкии, более четырех тысяч отдельных животноводческих точек.

Банка с пожертвованиями на строительство ступы — буддийского культового сооружения
Банка с пожертвованиями на строительство ступы — буддийского культового сооружения. Фото: Тата Гориан

Алтарь с подношениями — калмыцкие борцоки (пончики из сдобного теста), сладости, фрукты, калмыцкий чай джомба, монеты, свечи.

Жители поселка Буруны на открытии памятника калмыцкому жрецу
Жители поселка Буруны на открытии памятника калмыцкому жрецу. Фото: Тата Гориан

Верующие калмыки приходят молиться не только в хурулы. Часто молельными местами становятся сооружения, посвященные гелюнгам.

Голова овцы на животноводческой точке
Голова овцы на животноводческой точке. Фото: Тата Гориан
На животноводческой точке
На животноводческой точке. Фото: Тата Гориан
На калмыцком кладбище
На калмыцком кладбище. Фото: Тата Гориан
Футбол на традиционной встрече рода
Футбол на традиционной встрече рода. Фото: Тата Гориан

Благодаря ежегодным встречам, на которых собирается до 100 представителей одного рода, все родственники знают друг друга в лицо.

В автобусе по пути на встречу рода
В автобусе по пути на встречу рода. Фото: Тата Гориан

Семьи заказывают несколько микроавтобусов, чтобы добираться до места встречи рода было веселее.

На животноводческой точке
На животноводческой точке. Фото: Тата Гориан
На калмыцком кладбище
На калмыцком кладбище. Фото: Тата Гориан

По материалам: “Lenta.ru”

Ранее

«Иногда могут помочь таблетки валиума и алкоголь»

Далее

Полетали и хватит

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru