Футбольный клуб «Краснодар» Сергея Галицкого перед началом сезона потерял шесть из восьми основных спонсоров. Все они были поставщиками продуктов для сети «Магнит». По подсчетам РБК, эти партнеры приносили клубу до $20 млн в год
Массовый исход
Незадолго до начала нового чемпионата Российской футбольной премьер-лиги, стартовавшего 28 июля, на официальном сайте футбольного клуба «Краснодар» обновилась информация в разделе «Спонсоры и партнеры» — большая их часть исчезла. Если в конце первенства 2017/18 статус партнеров клуба имели восемь компаний и торговых марок, то теперь шесть из них — ГК «Nefis» (производитель косметики и бытовой химии из Татарстана), ГК «Черкизово» (птицеводство, мясопереработка), пивоваренная компания «Балтика», майонез «Ряба» (производитель НМЖК), чай Richard (ГК «Май»), торговая марка «Слобода» (майонез, кетчуп, растительное масло; ГК «Эфко») — отсутствуют в списке партнеров клуба.
Среди тех, кто остался, — генеральный партнер ФК «Краснодар» компания Constell Group и производитель смартфонов Meizu. У клуба также появился один новый партнер — сельскохозяйственное производственное предприятие «Юг», производящее растительное масло, соусы и майонезы под торговыми марками «Кубанское любимое», «Секрет кулинара», «Густав».
Как следует из базы данных СПАРК, владельцем 90% в юрлицах Constell Group — ООО «Новые технологии» и ООО «Пластиктрейд» — является владелец «Краснодара» Сергей Галицкий. Эта группа компаний производит продукцию для сети «Магнит»: кондитерские изделия, а также туалетную бумагу, салфетки, пластиковые пакеты и т.д.
Генеральным директором нового партнера «Краснодара» СПП «Юг» значится Владимир Хашиг, занимающий аналогичную должность и в футбольном клубе.
Все ушедшие партнеры ФК «Краснодар» входили в число поставщиков торговой сети «Магнит», совладельцем которой являлся Сергей Галицкий. 16 февраля 2018 года на инвестиционном форуме «Сочи-2018» Галицкий объявил о продаже 29,1% акций сети «Магнит» подконтрольному государству ВТБ. По словам бизнесмена, сумма сделки составила 138 млрд руб. ($2,44 млрд). После сделки у Галицкого осталось около 3% акций сети, и он отошел от оперативного управления ею.
В пресс-службе НМЖК воздержались от комментариев. Вице-президент компании «Балтика» Алексей Кедрин сказал РБК, что контракт с «Краснодаром» закончился, стороны выполнили все обязательства и компания «обсуждает возможность нового контракта».
Генеральный директор ГК «Эфко» Евгений Ляшенко сказал РБК, что не в курсе этого вопроса. «Магнит» является одним из наших крупнейших партнеров, с которым нас связывает история долгих, порой непростых отношений. В каких-то вопросах мы находим с ними взаимопонимание, другие требуют дополнительной проработки для дальнейшего развития взаимовыгодного бизнеса. Но мы видим, что «Магнит» меняется. Он начал прислушиваться к поставщикам», — заявил РБК директор брендового дивизиона ГК «Эфко» Евгений Шулепов, отвечая на вопрос о взаимоотношениях с «Магнитом».
РБК направил запрос в пресс-службы компаний «Черкизово», Nefis и «Май».
Щедрые поставщики
«Краснодар» никогда не раскрывал сумм и деталей договоренностей со спонсорами. В рамках исполнения контрактов логотипы партнеров размещались на стадионе «Краснодар» во время домашних матчей клуба. При этом на сайтах компаний отсутствовала какая-либо информация о партнерстве с футбольным клубом, а их менеджеры, подтверждая сам факт сотрудничества, отказывались раскрывать детали контрактов и рассказывать о причинах их подписания.
Сергей Галицкий в беседе с РБК в 2014 году говорил, что он лично не занимается привлечением спонсоров для «Краснодара», а то, что все они являются поставщиками «Магнита», называл следствием масштаба его бизнеса. «У нас около 10 тыс. поставщиков в России. Наверное, нет в России компаний, которые бы с нами не работали», — пояснял Галицкий РБК.
В разговоре с РБК менеджеры двух бывших партнеров «Краснодара» сказали, что спонсорские соглашения с футбольным клубом Сергея Галицкого были подписаны в рамках их коммерческих взаимоотношений с сетью «Магнит». По их словам, сумма спонсорского контракта с «Краснодаром» составляла 10% от размера ретро-бонуса, который поставщик платит сети в качестве премии за определенный объем продаж, маркетинговое продвижение и т.д. Ретро-бонус рассчитывается как доля от оборота товара компании в торговой сети, для разных поставщиков и категорий товаров он разный.
В пресс-службе «Магнита» заявили РБК, что сейчас таких условий в контрактах сети нет. «Не считаем себя вправе комментировать спонсорскую политику наших партнеров ни в ретроспективе, ни сейчас», — отметили в пресс-службе ретейлера.
По словам одного из собеседников РБК, годовые выплаты «Краснодару» по такой схеме составляли порядка $3,5 млн. Второй собеседник РБК из числа прежних спонсоров футбольного клуба отметил, что его компания «платила чуть меньше, но порядок цифр примерно тот же». Если и остальные партнеры клуба платили ему по $3–3,5 млн в год, то выходит, что клуб ежегодно получал от семи спонсоров, прямо не связанных с владельцем, $21–24,5 млн. Уход шести из них, соответственно, ведет к потере $18–21 млн в предстоящем сезоне.
Комментируя РБК практику привлечения партнеров по основному бизнесу к финансированию футбольного клуба, президент ФК «Локомотив» Илья Геркус провел аналогию с лондонским памятником животным, погибшим во время войн: «Надпись на нем гласит: They had no choice («У них не было выбора». — РБК). Это примерно такая же ситуация».
«Уход спонсоров из числа поставщиков «Магнита» был неизбежен, — утверждает топ-менеджер одного из бывших партнеров футбольного клуба. — И дело не только в продаже Галицким доли в торговой сети, но и в изменениях в законе «О торговле». По словам собеседника РБК, вступившие в силу в январе 2017 года поправки к закону «О торговле» ограничили размер ретро-бонуса 5% от оборота поставщика, а потому для спонсоров клуба из числа поставщиков «Магнита» больше не имело смысла соглашаться на условия ретейлера. «Речь идет о сумме [спонсорского контракта] в несколько миллионов рублей, может чуть больше 10 млн руб. Все партнеры футбольного клуба подписывали контракты сроком на год и просто не стали их продлевать, пропал смысл и для нас и для них. Эта лавочка свернулась», — говорит собеседник РБК.
Минус четверть бюджета
Уход спонсоров осложнит финансовое положение ФК «Краснодар», так как поступления от них формировали существенную часть клубного бюджета. В последний раз параметры годового бюджета клуба Сергей Галицкий публично сообщил по окончании сезона 2013/14: по его словам, он составил €47 млн ($65 млн по тогдашнему биржевому курсу). В последующие годы расходы футбольного клуба оценивали эксперты спортивных порталов sports.ru и soccer.ru, публикующие ежегодные рейтинги бюджетов российских футбольных клубов. По их оценкам, годовой бюджет ФК «Краснодар» начиная с сезона 2014/15 составлял $75–80 млн. Клуб эти цифры не комментировал, но и не опровергал.
Таким образом, в сезоне 2018/19 ФК «Краснодар» может недосчитаться четверти доходной части своего бюджета. А непопадание в Лигу чемпионов, премиальные за участие в которой могут приносить клубу более €20 млн, не позволит компенсировать выпавшие доходы.
Руководитель пресс-службы «Краснодара» Денис Данильченко отказался комментировать финансовые вопросы, связанные с клубом, сославшись на отсутствие информации. Получить комментарии у финансового директора клуба Арама Фундукяна не удалось. Генеральный директор «Краснодара» Владимир Хашиг отказался комментировать ситуацию с уходом спонсоров, сославшись на занятость.
«Очевидно, что основные средства в бюджет клуба придется закачивать самому Галицкому, оформив это как спонсорское соглашение с принадлежащими ему же компаниями. Других выходов нет — продажи билетов, лож, абонементов в лучшем случае покрывают расходы на эксплуатацию стадиона, доходы от продажи телеправ просто мизерны, а получить солидный контракт с крупными рекламодателями на рыночных условиях весьма проблематично», — сказал РБК менеджер одного из клубов Российской премьер-лиги.
Прямое дотирование клуба со стороны владельца противоречит принципам финансового fair play УЕФА, согласно которым клуб должен функционировать как коммерческое предприятие и тратить не больше, чем может получить от коммерческой деятельности. Для внутрироссийских соревнований такой запрет не действует, однако ведущие клубы стремятся соответствовать этим принципам, так как в случае их нарушения они могут быть не допущены к участию в европейских турнирах.
Денис Пузырев, Илья Немченко
По материалам: “РБК”