В каких случаях заслуживает такого сравнения Центральный банк России?
Статья 75 Конституции РФ утверждает, что основная функция Центрального банка Российской Федерации — это «защита и обеспечение устойчивости рубля». И только!
Ладно бы, коли ЦБ действительно защищал и обеспечивал. Но когда тамошние клерки берутся за регулирование экономики, Центробанк напоминает «слона в посудной лавке».
Свежий пример — июльский бюллетень Департамента исследований и прогнозирования № 5 (25) Центробанка. По мнению аналитиков, результаты опросов указывают на возникновение в экономике «отдельных признаков замедления роста, причины и устойчивость которого еще предстоит оценить», а также на «продолжение общего ухудшения конъюнктуры».
Отметив недостаточную производительность в нашей экономике, авторы заявляют: «Рост совокупной производительности факторов производства после 2008 г. происходил за счет небольшой группы предприятий-лидеров, преимущественно крупных. При этом наименее эффективные предприятия сокращаются в размерах, но вопреки логике «созидательного разрушения» с рынка не уходят».
Иными словами, одни компании — крупные и представляющие сырьевой экспортный сектор, продающие ресурсы за границу — способствуют общему росту производительности труда в стране. Их примерно 10%. Другие же — не крупные и не экспортные — тянут экономику назад. Портят общую картину экономических успехов правительства!
После этого логично бы поддержать «отстающих», не допущенных к торговле нефтегазовым сырьем и вынужденных выживать на свой страх и риск. Но в бюллетене Центробанка делается совсем противоположный вывод. «Для решения задачи по повышению темпов роста совокупной производительности факторов нужно концентрироваться на создании условий для более быстрого ухода с рынков или реструктуризации неэффективных компаний, развития эффективных средних и малых компаний, перехода их в категорию крупных», — формулируют аналитики ЦБ.
Иными словами, «отстающих» следует ликвидировать, чтобы не мешались под ногами. Реализовать это предполагается через упрощение процедуры банкротства и смещение господдержки с проблемных предприятий на растущие. В смысле — государство должно помочь угробить тех, кто поскромнее, и хорошо помочь успешным — нефтегазовым. По принципу — утопающего подтолкни!
Похоже, аналитиков ЦБ ничуть не волнует, что банкротство этих скромных, но работающих предприятий — это потеря миллионов рабочих мест, столько же новых безработных граждан, и цепная реакция проблем и в экономике, и в обществе. Вот что бывает, когда люди берутся явно не за свое дело.
Обеспечивали бы всеми силами и интеллектом устойчивость рубля — строго по Конституции — и заслужили бы от общества благодарность. А то отпустили целковый в «свободное плавание», вот он и плавает…
Павел Максимов
“Новый вторник”