Экспертный доклад комитета по валютно-финансовой и денежно-кредитной политике «ДЕЛОВОЙ РОССИИ»
Вторая волна мирового кризиса угрожает похоронить российскую экономику и уничтожить те достижения, которые принесла политика предыдущих двух десятилетий. Нужно менять экономическую политику России и её краеугольный камень – финансовую политику. Следует уйти от фискально-рыночной модели отношений государства и бизнеса, навязанной неолиберальной школой. Тем более, что существует она только на словах – государство вовсю занимается «ручным управлением», а рынок оказался близорук и не способен к капиталонакоплению в достаточных масштабах. При этом в области налогообложения процветает мытарский подход – обдерём налогоплательщика сегодня, а завтра может не наступать.
России под видом «рыночного» навязывают уход государства из экономики и сведение функций государства к фискально-регулирующим. Стран, соответствующих этим либертарианским идеалам, в мире нет. Все развитые страны активны в экономике, поддерживают свои национальные корпорации и защищают свои внутренние национальные рынки. Мы хотим того же от России. Мы хотим, чтобы российское правительство опиралось на национальный бизнес и национальные корпорации, поддерживало их и создавало для них обильные источники долгосрочного инвестиционного финансирования. Мы за НОВУЮ КОРПОРАТИВНУЮ ПОЛИТИКУ.
Государство должно понять, что нужны ОБЩИЕ УСИЛИЯ бизнеса и государства для преодоления кризиса и выхода России на долгосрочные рельсы экономического развития. Государственные ресурсы и возможности должны использоваться для развития экономики. Капиталонакопление и развитие производства для внутреннего рынка должны стать важнейшими критериями экономической политики. Государство НЕ против корпораций и бизнеса, а государство ВМЕСТЕ с корпорациями и бизнесом для блага страны.
Освободиться от рыночного мифа
Свободный рынок не создаёт ничего нового – он лишь расширяет сбыт старого. То, что было сильно при СССР – оборонка и сырьевые отрасли – стало ещё богаче. То, что было слабо – производство потребительских товаров – потеряло свой собственный рынок и рабочие места. Весь относительный прогресс последних десятилетий связан исключительно с продвижением иностранных корпораций на российский рынок и созданием местной инфраструктуры сбыта. Нынешняя российская экономика – это экономика дилеров чужой продукции, вторичная по своей сути. Рыночная идеология её российских адептов – это призыв к капитуляции перед чужими производителями и чужими финансистами. Тогда и только тогда, когда государство вмешивается в этот якобы свободный рынок, возникает позитивный эффект – борьба с организованной преступностью привела к формированию цивилизованный сбытовых сетей и современной логистики, требования к иностранным автопроизводителям материализовались в виде автозаводов на российской территории и локализации продукции. Рынок не ВОПРЕКИ государству, а БЛАГОДАРЯ государству.
Сломать финансовые барьеры
В постсоветской России была создана простейшая финансовая система из всех возможных и она до сих пор ещё в ходу. Эмиссия новых денег в экономике осуществляется в основном путём покупки валютной выручки у импортёров. В результате бюджет оказывается полностью зависимым от внешнеэкономической конъюнктуры. Вместо монополии внешней торговли возникла монополия финансовая. Вместо железного занавеса – барьер денежный, который мы ОБЯЗАНЫ СЛОМАТЬ.
Банки, вовлечённые во внешнеэкономическую деятельность, зарабатывают колоссальную маржу на выгодной торговле валютой и дорогой перепродаже дешёвых внешних кредитов внутренним потребителям. При этом отношение монетизации экономики к ВВП в России в два-три раза ниже, чем в развитых странах Запада. У нас хронический дефицит денег. Говорить о свободной конкуренции в рамках ВТО в условиях, когда у нас нет свободного финансирования – лицемерие. В то же время государственная политика поддержания валютного курса рубля и высоких процентных ставок всё это время лишь стимулировала импорт, подавляя отечественных производителей.
Это и неудивительно – ведь государство стало заложником спекулятивной финансовой системы, получая половину бюджета от налогообложения экспортных отраслей и от четверти до трети бюджета – от различных сборов с импорта. Ограниченность такой системы становится всё более очевидной, особенно представителям бизнеса. Требуется гораздо более мощный приток капитала в экономику, чем может обеспечить текущая финансовая политика Минфина и Центробанка.
Ставка на внутренний спрос
Начать новую политику нужно созданием трёх мощных дополнительных каналов вливания ликвидности в экономику через КОРПОРАТИВНЫЕ КАНАЛЫ:
Краткосрочный – приобретение рисков бизнес-заёмщиков государственными институтами развития у банков, создание механизма государственного страхования коммерческого риска заёмщиков.
Необходимо поддерживать не абстрактный несуществующий в реальной жизни «бизнес», а уже растущие виды бизнеса – корпоративные сбытовые и производственные сети, ломать для них региональные барьеры, снижать для них пороги коммерческого риска, способствовать формированию оптимального режима конкуренции внутри регионов страны и между ними. Этого можно достичь приобретением риска государством у коммерческих банков, создающих и поддерживающих программы финансирования для сетевого корпоративного бизнеса. Политически мотивированное снижение финансовых барьеров для бизнеса даст основания государству потребовать от бизнеса реализации политических целей – локализации источников поставок и создания рабочих мест.
Среднесрочный – разрешить выпуск муниципальных бондов под проекты застройки территорий и расширить приобретение институтами развития рисков застройщиков и покупателей жилья и производственно-коммерческой недвижимости.
Лучшим способом стимулирования среднесрочной деловой активности в регионах является жилищное строительство. Ипотека в её нынешнем виде порождает неприемлемый риск для населения. Государство должно резко повысить доступность ипотечного страхования и выкупа риска у застройщиков и коммерческих банков. Одновременно должны быть модернизированы подходы к застройке. Необходимо строить не только коммерческое жильё, но и одновременно с ним социальную, коммерческую и производственную инфраструктуру, возродить градостроительное планирование на современной основе.
Долгосрочный – создать рынок федеральных инфраструктурных облигаций для финансирования долгосрочных проектов развития национальной инфраструктуры. Предлагается отработать этот механизм на проектах восстановления и строительства инфраструктуры на Дальнем Востоке.
Без длинных денег не будет ни науки, ни образования, ни социальной сферы, ни долгосрочного экономического развития. Создание национальной инфраструктуры должно быть АНТИРЫНОЧНО – оно должно ОПЕРЕЖАТЬ СПРОС на свои услуги, ориентироваться на спрос, которого сейчас ещё нет. Электроэнергия, нефть, газ, дороги – должны создаваться для БУДУЩЕГО ПОТРЕБИТЕЛЯ, иначе мы будем вечно опаздывать, как мы это уже делаем сейчас. Государство должно капитализировать новую инфраструктуру в долгосрочные обязательства с низкой процентной ставкой. Для этого мы предлагаем создать инфраструктурные коридоры на основе концессионных сделок государства с крупнейшими инфраструктурными корпорациями, основанными на поддержании оптимальной конкуренции между ними и государственных гарантиях инвесторам.
Ожидаемые результаты
Если Россия пойдёт по предлагаемому нами пути, то в течение ближайших 5-10 лет в стране сформируется активный инвестиционный сектор, который покроет всю страну сбытовыми сетями высокого качества, продукция которых будет локализована не менее, чем на две трети, и создаст новую высококачественную урбанистическую среду, связанную новой инфраструктурой в общенациональном масштабе. Доселе предлагаемые реформы были безадресными – реформаторы обращались к абстрактным агентам, существовавшим только в их иллюзиях. Непонятно было кто и зачем должен был двигать эти реформы. В госполитике практически отсутствовала легальная мотивация. Мотивационные стимулы основывались на идеологии большого хапка и коррупционных схемах.
Мы же обращаемся к реально существующему в России корпоративному сектору и считаем, что он и должен быть субъектом новой волны экономического развития нашей страны. Именно к нему должна быть обращена экономическая мотивация и не в виде ничтожных подачек и уступок, а в виде широкого потока создаваемых государством новых мощных финансовых потоков и доступных финансовых инструментов.
Над документом работали:
Игорь ЛАВРОВСКИЙ, Дмитрий ГОЛУБОВСКИЙ, Михаил ЧУРКИН, Дмитрий ЛЕНТЮГОВ