Железнодорожный оператор судится со своими акционерами
По данным “Ъ”, у совладельцев крупного железнодорожного оператора «Модум-Транс» (бывшая «УВЗ-Логистик») возник конфликт. Компания в суде пытается остановить сделку структур, близких к сыну генпрокурора Юрия Чайки Артему, по продаже долей в операторе. Источники “Ъ” говорят о трениях между господином Чайкой и гендиректором «Модум-Транса» Дмитрием Артяковым, сыном первого замглавы «Ростеха» Владимира Артякова. Эксперты отмечают, что, несмотря на огромные долги оператора, он может генерировать 25 млрд руб. выручки в год, а его парк крайне интересен конкурентам.
Железнодорожный оператор «Модум-Транс» судится со своим бывшим акционером ООО УК ПНК (100% долей у сына генпрокурора РФ Юрия Чайки Артема, управляет Первой нерудной компанией). Как следует из материалов картотеки арбитражных дел, «Модум-Транс» в октябре подала иск к УК ПНК о переводе прав и обязанностей по договору купли-продажи доли в уставном капитале оператора. Компания также ходатайствовала о введении обеспечительных мер в виде запрета на регистрацию действий, направленных на отчуждение доли в ее уставном капитале, но в этом суд ей отказал.
«Модум-Транс» — бывшая «УВЗ-Логистик» (УВЗЛ), в рэнкинге INFOline Rail Russia Top в первом полугодии занимала 11-е место среди операторов, в том числе 7-е по объему парка вагонов в собственности и 10-е — в управлении. «Модум-Транс» сообщал на сайте, что у него 37,5 тыс. вагонов, из них 21,2 тыс. обычных и 6 тыс. инновационных (тяжеловесных) полувагонов, почти 10 тыс. цистерн, 226 лесовозов.
Уралвагонзавод (УВЗ, входит в «Ростех»), владевший УВЗЛ, долго пытался продать ее, но процесс затянулся из-за долгов, образовавшихся от закупки вагонов УВЗ в лизинг (28 млрд руб. основного долга и 90 млрд руб. поручительств на момент продажи). В феврале УВЗЛ купило АО «Инвест-логистика», принадлежащее ЗАО «СЕТ-Холдинг», подконтрольному Александру Самусеву, с 2015 года возглавляющему УК ПНК. Покупатель должен решить проблему УВЗЛ с долгами, но «окончательный расчет будет произведен за несколько лет», говорил 25 апреля “Ъ” глава УВЗ Александр Потапов.
В том же феврале разрешение ФАС на покупку 75% «Инвест-логистики» получило ООО «Зерновая компания “Арети”», подконтрольное бывшему главе газовой «Итеры» Игорю Макарову. Прошла ли эта сделка, неясно, но источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, подтверждает, что структуры господина Макарова вошли в группу. Планировалось, что сделка будет многоступенчатой, а структуру УВЗЛ переформатируют, говорит он, но сотрудничество между акционерами не задалось. В результате, по мнению собеседника “Ъ”, Игорь Макаров выйдет из этого бизнеса. В группе «Арети» отказались от комментариев.
Сейчас АО «Инвест-логистика» принадлежит 74,9% «Модум-Транса», еще 25% с июля владеет УК ПНК, следует из kartoteka.ru. Тогда же Александра Самусева, почти год возглавлявшего «Модум-Транс», в должности гендиректора сменил Дмитрий Артяков — сын первого замглавы «Ростеха» Владимира Артякова. Дмитрий Артяков также является акционером «Модум-Транса» с 19 октября, владея 0,1%. В октябре доля УК ПНК в «Модум-Трансе» была раздроблена между Артемом Чайкой (10%), Александром Самусевым (10%) и Вячеславом Кужелем (5%).
В «Модум-Трансе» и УК ПНК не ответили на запрос “Ъ”. Два источника “Ъ” на рынке говорят, что разбирательство связано с конфликтом между господами Артяковым и Чайкой, хотя причин конфликта не знают.
Сегодня «Модус-Транс» — очень интересный актив, в 2019 году он может генерировать 25 млрд руб. выручки, и «как за компанию, так и за парк вагонов готовы сражаться», считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Прежде всего, по его оценке, интерес представляет сегмент полувагонов, говорит он, но и ставки по цистернам уже достигли 1000 руб. в сутки, и парк «Модум-Транса» — один из последних крупных лотов в этом сегменте, который может быть интересен и «Трансойлу», и «Нефтетранссервису», и «ИСР-Трансу». Пусть долг компании очень велик, при текущих ставках он может обслуживаться, отмечает эксперт. Другое дело, добавляет он, что весь парк компании — в лизинге и лизингодатели — Сбербанк и Газпромбанк — пристально следят за его судьбой, что несколько сковывает компанию в пространстве для маневра.
Наталья Скорлыгина, Дмитрий Козлов
По материалам: “Коммерсантъ”