Вокруг Монумента Славы во Львове сгущаются тучи
Когда я еще учился во Львовском высшем военно-политическом училище, то встречи с друзьями, да и свидания назначал именно у подножия этого памятника, установленного в память о победителях над нацизмом в Великой Отечественной войне. Выполненный в граните и бронзе, он притягивал к себе своим величием, всякий раз вызывая на сердце щемящие чувства.
Мы, курсанты ЛВВПУ, были влюблены в этот город, основанный князем Даниилом Галицким в 1256 году. Львов притягивал к себе своей загадочностью, стариной и теплотой. Огромное удовольствие доставляло бродить по улочкам города. Что же до «Монумента Славы», то он располагался рядом с нашей альма-матер и очень гармонично вписывался в площадь между Стрыйским парком и Центральным парком культуры и отдыха.
Увы, сегодня уже нет улицы Гвардейской — ее переименовали в улицу Героев Майдана. А в стенах некогда славного ЛВВПУ расположилась академия сухопутных войск Вооруженных сил Украины, готовящая войсковых офицеров для войны на Донбассе.
К сожалению, побывать на территории, которая четыре курсантских года была родной, не удалось. Просьбу, с которой я заранее обратился к руководству академии, ее начальник — генерал-лейтенант Петр Ткачук — просто проигнорировал. Выпускник ЛВВПУ Слава Воронков, живущий в Одессе, объяснил это тем, что я, видите ли, иностранец, и в отношении иностранцев во всех странах существуют правила допуска в военные училища. Таким образом я, родившийся и выросший на Украине, чьи родные и близкие восстанавливали «нэньку» и сегодня покоятся в этой земле, теперь иностранец. А Слава Воронков, волею диплома, полученного в ЛВВПУ, оказавшийся в Одессе, теперь «щирый» хохол. Понимаю его попытку выгородить руководство военной академии сухопутных войск, но выглядит она довольно коряво. Во время поездки в Аннаполис захотел я побывать в самом престижном учебном заведении США — Военно-морской академии. На КПП предъявил российский паспорт дежурному офицеру, который после его просмотра сделал запись в журнале и, пропустив через сканер мою сумку с фотоаппаратом, улыбнулся: «Вэлкам!» — добро пожаловать, значит.
Но я особо не переживаю, что не попал на территорию бывшего ЛВВПУ. Может, это и к лучшему: пусть училище остается в памяти таким, из ворот которого в офицерскую жизнь я отправился 42 года назад. И расстройства меньше. Через забор увидел только, что нет на плацу памятника Ленину. Как рассказали друзья, памятник в начале девяностых годов прошлого века вырвали за ноги из асфальта трактором. А на месте мемориала погибшим в годы войны курсантам ЛВВПУ теперь стоит боевая машина пехоты (БМП). Кстати, бросилось в глаза, что вся территория вокруг училищного плаца окружена танками, ракетами и другой боевой техникой.
Курсанты академии, как я понял, большую часть учебы проводят на Яворовском полигоне, где их муштруют инструкторы НАТО. Именно у последних, кстати, и стал «вызывать много вопросов» Монумент Славы. А уж для местных националистов воинский мемориал — и вовсе «бельмо на глазу».
Страсти вокруг Монумента славы кипят далеко не первый год. Робкие попытки расправиться с ним предпринимались еще в середине «нулевых», когда отношения Украины и России были почти безоблачными. В последующие годы монумент многократно хотели развалить националисты, но местные власти не отдавали мемориал на растерзание, опасаясь столкновений между сторонниками и противниками памятника. Дело в том, что в 800-тысячном Львове живет почти 100 тысяч русскоязычных, в семьях которых до сих пор свято чтят память участников Великой Отечественной войны. К тому же, монумент не попадает под действие пресловутого Закона о декоммунизации.
Но в последнее время атаки вандалов на памятник усилились — его не раз обливали краской, разрисовывали оскорбительными надписями. Неонацисты из «Правого сектора» (организация, запрещенная в России. — Ред.), вооруженные топорами и кувалдами, сбили надпись «Победителям над нацизмом», раскромсали гранитные плиты. И только благодаря усилиям членов Организации ветеранов Украины, Антифашистского комитета Украины, отдельных жителей Львова памятник восстановили.
Однако ряды ветеранов с каждым годом редеют, зато из года в год пополняются шеренги националистов. И они понимают: именно сейчас, до выборов, после которых к власти на Украине могут прийти более вменяемые силы, образовалась удобная ситуация для сноса ненавистного им мемориала. Поэтому радикалы торопятся. Власти Львова уже объявили тендер на демонтаж Монумента Славы. Нашлась и причина: «гранитные плиты весом до 160 кг могут упасть в любой момент и кого-нибудь придавить, а ведь вокруг гуляют дети»… «Аварийную» часть монумента оградили забором, на котором появились мерзкие надписи (на фото).
Натиск националистов ценой невероятной самоотверженности пытается сдержать руководитель Гуманитарной группы Движения «Украинский выбор — право народа» в Львовской области Инна Иванночко, подавшая иск против незаконного решения львовского горсовета. После одного из заседаний суда активисты-«патриоты» облили защитницу монумента зеленкой. Но Инне Иванночко и ее товарищам все же удалось добиться решения суда о проведении официальной технической экспертизы Монумента.
Местные националисты не скрывают, что после сноса мемориала советским воинам они хотят увековечить карателей, воевавших против народа Донбасса. И уже сделали первый шаг к своей цели: установили у подножия памятника какой-то белый камень, при ближайшем рассмотрении оказавшийся «монументом» в память «павших воинов АТО».
…В дни моего пребывания в Львове на одном из украинских каналов бывший министр транспорта и связи Украины Евгений Червоненко заявил, что его страну ждут страшные проблемы из-за культивируемого в ней фашизма. Политик отметил, что правоохранительные органы смотрят сквозь пальцы на преступления, связанные с разжиганием межнациональной розни. По его мнению, лозунг «Украина для украинцев» абсолютно не допустим, поскольку в истории человечества всегда «все разговоры о титульной нации заканчивались концлагерями». Экс-министр отметил, что власть разжигает и использует эти настроения, так как нет экономических достижений. Это хорошо видно и на примере воспитания нынешних курсантов в Львове, и на примере войны с Монументом Славы.
Валерий Громак
“Новый вторник”