Верой и правдой

Как западные агентства служат аравийским монархам

Многие западные компании дистанцировались от Саудовской Аравии после убийства журналиста Джамаля Хашогги, но подобное не смутило консалтинговые агентства. Роль последних в регионе продолжает расти из года в год, и вряд ли что-то способно повлиять на ситуацию.

Несмотря на падение цен на энергоносители и перманентную политическую нестабильность на Ближнем Востоке, все больше консалтинговых агентств открывают представительства в богатых монархиях Персидского залива. Сегодня их влияние прослеживается во многих ключевых секторах, а у руководства местных агентств устоялись доверительные отношения с влиятельными представителями правящих семей, которые принялись активно трудоустраивать своих родственников.

Апогеем влияния консалтинговых агентств на судьбу региона стало негласное участие в написании масштабной программы диверсификации нефтезависимой экономики Саудовской Аравии под названием «Видение-2030». Именно под влиянием полученных от консультантов данных нынешний наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман затеял одну из самых масштабных программ по трансформации местной закостенелой самобытности.

«Министерство Маккинзи»

Наследный принц Мухаммед бин Салман не раз ссылался на данные McKinsey & Company в публичных выступлениях. В частности, работа консультантов была отмечена во время выступления на недавнем масштабном экономическом форуме Future Investment Initiative (FII), который называют «Давосом в пустыне». Последний, кстати, организуется консалтинговой компанией Richard Attias Associates в тесном сотрудничестве с местными государственными органами.

Согласно резонансной публикации New York Times, количество проектов McKinsey внутри королевства выросло с 50 в 2010 году до более чем 600 в период с 2011 по 2016 год. В целом же в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) на сегодняшний день насчитывается более 300 специалистов McKinsey & Company, что говорит об увеличении их числа почти вдвое за последние годы, а королевство сегодня является одним из самых быстрорастущих в мире рынков разного рода консалтинговых услуг.

Подобные показатели не только отражают заинтересованность аравийской монархии в крупномасштабной трансформации, но и осознание того, что уровень работы консультантов на порядок выше местных чиновников. В результате распространение влияния компании дошло до такого уровня, что в местном обиходе устоялось выражение «Министерство Маккинзи» по отношению к министерству планирования. Под влиянием работы агентства происходили и массовые кадровые перестановки последних лет. Вскоре после объявления о запуске программы «Видение-2030» произошлимногочисленные увольнения высокопоставленных чиновников и назначение новых, которые виделись более прогрессивными и готовыми к проведению реформ.

Еще одно консалтинговое агентство, Boston Consulting Group (BCG), активно помогало Мухаммеду бин Салману справляться с многочисленными решениями в области закупок и финансов в бытность его министром безопасности в 2015 году. Во многом именно с того момента у наследного принца и сформировалась симпатия к работе консалтинговых агентств.

Армия и разведка на аутсорсе

Консалтинговые агентства оказывают поддержку во многих вопросах, связанных с безопасностью. В то время как McKinsey открещиваются от работы в военной сфере и кибербезопасности, их место занимает Booz Allen Hamilton. Данная компания активно работает с Пентагоном со времен Второй мировой войны и тесно связана с американскими государственными структурами. В ней трудятся многие ветераны вооруженных сил США, а также бывшие американские чиновники и представители лоббистских организаций.

В случае с Саудовской Аравией Booz Allen Hamilton известна тем, что оказывает поддержку в области кибербезопасности, тренируя местных специалистов в соответствии с актуальными западными практиками. Несмотря на то, что предоставляемые технологии являются весьма современными, их использование координируется с Пентагоном, и поэтому предоставляются лишь те, которые не наносят вред технологическому лидерству США, а главными задачами стоят поддержка обороноспособности дружественного государства и защита интересов Вашингтона в регионе.

Помимо всего прочего, Booz Allen Hamilton работала с саудовскими военно-морскими силами. Контракт был направлен на улучшение методов получения разведданных, логистики и финансового менеджмента. Недавно также был получен контракт на обслуживание танков Abrams. Впрочем, подобная поддержка вызывает особые опасения с учетом того, что именно данные навыки применяются королевскими войсками в войне в Йемене и уже привели к одной из крупнейших гуманитарных катастроф современности.

Одновременно появляются сообщения, что именно подобные технологии стоят за обострением ситуации в области прав человека. Согласно сообщениям средств массовой информации, именно израильское шпионское оборудование под названием Pegasus, предлагаемое частной разведывательной компанией NSO Group, помогло выследить и учинить расправу над Джамалем Хашогги.

Согласно недавним сообщениям в СМИ работа McKinsey могла повлиять на массовые аресты и исчезновения оппозиционных журналистов. Несмотря на благую цель, в докладах агентства сообщалось об основных критиках нынешнего режима, таких как Халид аль-Алками и Омар Абдулазиз. Позднее и, скорее всего, на основании подобных упоминаний и принимались решения на самом высоком уровне о зачистках и использованиисобственной саудовской «армии троллей» в Twitter с целью заглушить оппозиционные голоса.

Услуги в области кибербезопасности также были востребованы в Катаре, который опасался атак со стороны Ирана на государственные органы и крупнейшие местные компании еще в 2012 году и пригласил консультантов Booz Allen Hamilton открыть офис. Стоит отметить, что местные организации охотно прибегают к услугам многочисленных частных компаний, которые особенно не афишируют собственную деятельность. Подобные агентства, как правило, основаны отставными сотрудниками западных разведслужб.

Лоббисты и сионисты

Помимо традиционных услуг в области management consulting, арабские монархии все чаще пользуются поддержкой агентств в области Public Relations и Public Affairs. Последние особенно помогают в лоббировании интересов на Капитолийском холме. О влиянии подобных организаций на политику западных стран известно уже давно. С учетом того, что многие чиновники в арабских государствах Персидского залива лучше говорят на английском, чем на арабском, и чаще всего получали образование в ведущих вузах США и Западной Европы, то поддержанию положительного имиджа среди западной публики уделяется немалое внимание.

Фото Kevin Lamarque / REUTERS

По сообщениям СМИ, именно действия McKinsey и BCG стоят за первоначальным распространением информации о планах Мухаммеда бин Салмана по претворению в жизнь «Видения-2030» и его приверженности к реформам среди ведущих американских исследовательских центров. Отчасти именно поэтому вскоре после того, как он стал претендентом на трон, медиафон был заполнен материалами, авторы которых выказывали большой кредит доверия наследному принцу.

Показательным примером о важности работы лоббистов выглядит стратегия Катара после начала блокады в 2017 году. Доха неожиданно обнаружила, что несмотря на эффективную работу «Аль Джазиры» и других многочисленных подвластных международных СМИ, в глазах слишком многих на Западе крошечный эмират виделся в качестве чуть ли не главного спонсора терроризма на многострадальном Ближнем Востоке. В результате Катар начал весьма успешную медиакампанию по изменению собственного имиджа, представляя себя в роли жертвы несправедливой блокады со стороны более крупного и агрессивного соседа.

Согласно разнящимся данным, Доха потратила более $24 млн с начала блокады на продвижение своих интересов в США при помощи услуг консультантов в области Public Affairs. Среди расходов упоминается безвозмездная помощь таким влиятельным общественным организациям, как Zionist Organisation of America, которая является решительным сторонником сионистских методов в решении палестинского вопроса. Помощь оказывалась через консалтинговую компанию Lexington Strategies, и информация о них представлена в открытом доступе на сайте американского регулятора.

Отсутствие долгосрочной стратегии

Несмотря на то что деятельность консалтинговых компаний призвана улучшить качество работы многочисленных государственных институтов внутри аравийских монархий, привнеся лучшие мировые практики, подобная работа не решает фундаментальные проблемы, связанные с неэффективностью, непрофессионализмом и коррупцией. Существуют серьезные опасения, что консультанты, многие из которых — выходцы из западных стран, не до конца понимают всю тонкость работы внутри государств с авторитарным режимом. Так что не факт, что передаваемая ими информация объективно отражает ситуацию на местах, потому что отражение реального положения дел может вызвать гнев местного руководства и немедленно прервать пребывание в стране.

Консалтинговые организации вряд ли смогут заменить армии местных сотрудников, а также переломить закостенелую местную самобытность, сделав из аравийских монархий второй Сингапур. Несмотря же на обещания о колоссальных изменениях, работа консалтинговых агентств также вряд ли сможет отучить местных жителей полагаться на субсидии и главенствующую роль государства во всех секторах жизни. Одновременно очевидно, что в отличие от чиновников, которые останутся работать несмотря ни на что, многие консультанты покинут страны Залива при первой же опасности или когда прекратятся выплаты гонораров.

Дмитрий Фроловский

По материалам: “Forbes”

Ранее

Рубеж раздора

Далее

«Транснефть» потребовала 1,5 миллиарда рублей от «Роснефти»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru