Как россияне тратят полтриллиона рублей в соцсетях
За последний год около 39 млн россиян совершили покупки в социальных сервисах и мессенджерах на сумму 591 млрд руб. Самые популярные площадки — «ВКонтакте», Avito и «Юла», самые популярные категории товаров — одежда, обувь и продукты питания.
С декабря 2017-го по декабрь 2018 года 55% от общего числа российских пользователей интернета, или 39 млн человек, делали так называемые покупки p2p (person-to-person, пользователи для пользователей): через социальные сети, мессенджеры, сайты объявлений и на платформах sharing economy (экономика совместного потребления, на этой модели построены сайты Airbnb.ru, «Ремонтник.ру» и др.). Об этом говорится в поступившем в РБК исследовании компаний «Яндекс.Касса» и Data Insight. В целом российские пользователи за прошедший год потратили на товары в социальных сервисах около 591 млрд руб.
Исследование проводилось посредством опроса интернет-пользователей от 14 до 54 лет о том, какие покупки они совершали за последние 12 месяцев через p2p-каналы. Оно не учитывало сделки с недвижимостью и автомобилями.
Что, где и как больше всего покупали в соцсетях и мессенджерах, разбирался РБК.
Сайты sharing economy — наиболее популярный канал продаж
Больше половины всех покупателей за последние 12 месяцев совершили хотя бы одну покупку на сайтах sharing economy (67%) и в социальных сетях (55%). Для сравнения: на сервисах объявлений — 30%, в мессенджерах — 13%.
Из всех пользователей социальных сетей делали там покупки хотя бы раз за последний год 31%. Наиболее популярной площадкой для p2p-покупок оказалась социальная сеть «ВКонтакте» — на ней покупали 44% от всех интернет-пользователей, делающих покупки на социальных платформах. Следом шли две площадки объявлений: Avito (28%) и «Юла» (16%).
На разных площадках пользователей интересовали разные категории товаров. Во «ВКонтакте» наибольшим спросом пользуются объекты компьютерных игр (21%), одежда и обувь (14%), а также услуги (10%). На Avito приобретали животных и растения (12%), электронику и бытовую технику (9%), услугу (9%), а на сервисе «Юла» — детские товары (14%), одежду и обувь (13%) и также электронику и бытовую технику (13%).
Среди популярных p2p-сервисов для совершения покупок опрошенные также отметили «Одноклассники», Instagram, WhatsApp, YouDo, Profi.ru, «Ярмарку мастеров», Viber, «Ремонтник.ру», Facebook, «Из рук в руки» и другие площадки.
При этом 69% пользователей соцсетей и сайтов объявлений совершают покупки два раза в месяц и чаще. На сайтах sharing economy покупают реже: более 40% пользователей — только раз в месяц.
«Более 400 тыс. компаний развивают свой бизнес во «ВКонтакте», а миллионы пользователей совершают у них покупки. Считаю, что пользователи и в дальнейшем будут совершать покупки там, где им это удобно, где они проводят большую часть своего времени, а значит, объем платежей в социальных сервисах будет расти. Это справедливо как для социальных сетей, так и для онлайн-досок объявлений, сайтов sharing economy», — отметил руководитель продвижения VK Pay Олег Никитин.
Как сообщил представитель Facebook, согласно статистике соцсети, в ней зарегистрировано 90 млн аккаунтов малого и среднего бизнеса по всему миру. Еще более 25 млн бизнес-аккаунтов зарегистрировано в Instagram. Больше чем 1,2 млрд человек в Facebook тем или иным образом связаны с аккаунтами малого бизнеса из различных стран, то есть либо подписаны на страницы этого бизнеса, либо интересуются его новостями или новыми продуктами. В России 46% пользователей связаны хотя бы с одним аккаунтом местного малого и среднего бизнеса, а 41% — хотя с одним аккаунтом из других стран.
Лидеры продаж — одежда и обувь
Наиболее популярными товарами на p2p-площадках оказались одежда и обувь, на которые пришлось 15,7% всех покупок. За ними идут продукты — 10,1%, электроника и бытовая техника — 8,2%.
По данным «Яндекс.Касса» и Data Insight, средний чек в социальной коммерции составляет 1,5 тыс. руб. Почти в половине случаев сумма покупки не превышала 1 тыс. руб. В 29% случаев пользователи покупали товары стоимостью от 1 тыс. до 3 тыс. руб. На покупки от 3 тыс. до 5 тыс. руб. пришлось 11% от всех сделок, на покупки от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — 8%. На товары стоимостью более 10 тыс. руб. в общем приходится 8% от всех покупок.
Оплата наличными
Около трети (34%) всех покупок через социальные каналы пользователи предпочитают оплачивать наличными при встрече с продавцом. Онлайн-платежи и переводы с карты занимают второе место — 33% от всех покупок на p2p-платформах. Далее следуют оплаты с помощью электронного кошелька (11%), банковского счета по реквизитам (8%), наличными через систему денежных переводов или терминал (4%), наложенным платежом по почте (3%) и путем перечисления денег на телефон (3%).
Популярность того или иного типа платежа различается в зависимости от площадки. Например, на сайтах объявлений наличными при встрече с продавцом предпочитают платить 47% пользователей. На сайтах совместных покупок наиболее популярны переводы с карты на карту (51%).
По мнению заместителя коммерческого директора «Яндекс.Деньги» Анны Кузьминой, высокая доля наличных платежей объясняется здравым смыслом покупателей, которые опасаются переводить средства онлайн незнакомым людям, не имея гарантий получить товар. По ее словам, среди продавцов в соцсетях есть как компании, так и частные лица — последних около 22 млн. «Платить онлайн частным продавцам многие опасаются, и вполне оправданно: банк или платежный сервис проводит деньги от одного частного лица другому как обычный перевод. В случае претензий покупателя по поводу недоставки товара или его качества банки и платежные сервисы помочь не смогут: по закону они не вмешиваются в отношения между отправителем и получателем. Ведь человек мог просто вернуть долг знакомому, а в банк пожаловался, что ему не прислали товар», — пояснила Кузьмина.
В среднем те, кто совершает покупки в соцсетях и мессенджерах, делают это около трех раз в месяц. Более четверти покупателей оплачивают приобретенное через социальные сервисы от шести до 20 раз за месяц. Более 20 покупок в месяц делают 4% опрошенных. Почти половина участников опроса (46%) оплачивают такие покупки чаще одного раза в неделю.
Непрозрачный рынок
Глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов отмечает, что посчитать объем рынка онлайн-торговли в сегменте p2p крайне сложно, но, по его оценке, эта сумма превышает несколько триллионов рублей. Для сравнения: по итогам 2017 года российский рынок интернет-торговли (b2b и b2c, когда продавцом выступает юрлицо) составил 1,04 трлн руб., прогноз на 2018-й — 1,25 трлн руб. «При этом официальные онлайн-магазины не видят конкуренции со стороны таких сервисов, как Avito, так как это совершенно другая категория продавцов. Во-первых, люди предлагают бывший в употреблении товар, история которого непрозрачна. К тому же цена при продаже с рук в любом случае будет ниже, чем стоимость того же товара в магазине. Проблема этого рынка в том, что сейчас нет организации, которая бы выступала арбитром при таких сделках. Нужен инструмент, который гарантировал бы защиту интересов как продавца, так и покупателя», — считает Артем Соколов.
В 2018 году в России был принят набор нормативных документов, направленных на усиление борьбы с налоговыми уклонистами, в том числе среди физических лиц. В частности, в ноябре Владимир Путин подписал закон об экспериментальном налоге для самозанятых, который будет действовать с января 2019 года в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане. Самозанятыми, согласно документу, считаются граждане, у которых нет работодателя и наемных работников и которые получают доход от своей личной трудовой деятельности, то есть оказывают услуги или продают товары. Они должны платить налог в размере 4% от прибыли, если работают с физлицами, и 6% — с юрлицами. Предполагается, что налоги нужно будет выплачивать через специальное приложение ФНС «Мой налог» по упрощенной процедуре.
По словам руководителя налоговой практики московского офиса Bryan Cave Leighton Paisner Евгения Тимофеева, попытки налогового регулирования рынка обмена товарами и услугами между частными лицами осуществлялись еще в 1990-е годы — тогда желающие могли получить недорогие годовые патенты, позволяющие им заниматься частным предпринимательством. «Налог на самозанятых — это очередная попытка налогового регулирования, однако остается непонятным, как мотивировать людей регистрироваться в качестве самозанятых. Даже если условия налогообложения будут комфортными, большинство вряд ли будут регистрироваться просто потому, что не захотят ничего менять», — пояснил Тимофеев. Если налоговая служба и займется выявлением тех, кто не платит налоги от такой деятельности, через их карточные переводы, то это будут точечные и показательные проверки — выявлять всех нерентабельно, считает он. «Сумма этих налогов невелика, поэтому тратить большое количество ресурсов на то, чтобы охватить всех, нет смысла», — говорит Тимофеев. По его словам, находить поставщиков на рынке частных услуг можно через сервисы этих услуг, такие как YouDo или Profi.ru, но регулирование обмена товарами или проверка качества товаров и услуг — это лишнее. «Если слишком зарегулировать этот рынок, то это его убьет, что никому не пойдет на пользу», — заключил Тимофеев.
Евгения Баленко, Александра Посыпкина
По материалам: “РБК”