Дырка в «Союзе»: что дальше?

О кризисе в космонавтике вместе с научным обозревателем «НВ» размышляет легендарный космонавт Валерий Рюмин

Гипотез было множество. Мол, дырку в бытовом отсеке корабля «Союз» проделали террористы, зарубежные диверсанты и даже… инопланетяне.

На самом деле, как оказалось, эту злосчастную дырку — случайно, конечно — проделал техник и сильно испугался, потому что сегодня это уголовная ответственность. Однако он знал, что микродырка в орбитальном отсеке не грозит гибелью космонавтов, потому что они находятся в капсуле, а орбитальный отсек отстреливается при сходе с орбиты. Поэтому дырка была просто заделана герметиком.

На мой взгляд, все произошло из-за отсутствия строгой военной приемки. В советское время это была еще одна система контроля, причем ответственного контроля, потому что военные отвечали погонами, головой и чем угодно.

Но военную приемку ликвидировали, не заменив столь же жесткой и надежной.

Однако Валерий Викторович Рюмин видит причину наших бед в космосе не только в этом. Он считает, что кризис космонавтики более глубок и гораздо серьезнее.

Валерий Рюмин осуществил три длительных полета на отечественных орбитальных станциях и один полет на американском шаттле. Он многие годы был руководителем полетов и заместителем Главного конструктора легендарной «Энергии», носящей имя С.П. Королева, а сейчас является советником на ней. Я это упоминаю для того, чтобы еще раз подтвердить: мнение В.В. Рюмина не только авторитетно, но и необычайно важно, так как такого уровня специалистов в России очень мало.

Мы много лет знаем друг друга, а потому разговор был предельно откровенным.

Я спросил Валерия:

— Как на фирме оценивают нынешнее состояние космонавтики?

Он ответил коротко:

— Мы находимся в глубоком кризисе. По-моему, он начался с момента ухода из руководства Семенова Юрия Павловича. С тех пор у нас пошла череда — точнее чехарда! — смены руководства, которая ни к чему хорошему не привела. После Юрия Павловича пришел Севастьянов Николай Николаевич — молодой и амбициозный, со своими мыслями и задачами. Но эти задачи не понравились руководству Роскосмоса. Тогда руководителем был назначен Перминов. Он — губитель, я считаю, всех наших идей. Мы только начали разрабатывать первый корабль — «Клипер» вместе с Погосяном. Уже договорились, что и как будем делать. Два года работали, кое-что нарисовали, кое-что уже в деревяшках сделали. Но это попало на глаза Перминову, и когда он понял, что деньги надо будет делить с МАПом, дело зарубил. А это был бы хороший новый корабль с крыльями. Для нас это была новая задача, и очень хотелось ее сделать. И мы бы эту задачу решили, потому что был способный коллектив, и идеи были хорошие. Но Перминов — человек военный, он не привык к такой работе, это — не творческий человек. И вообще все военные, которых нам подсовывали последние годы, привыкли работать строго по инструкциям. Они — исполнители, может быть, хорошие, но, естественно, не творческие люди. Следующим пришел Поповкин…

— Может быть, грех так говорить о военных?!

— Я с военными много работал, когда был испытателем. Они участвовали в испытаниях, но были на вторых ролях. На первых были мы — инженеры. А здесь выдвинули на первую роль военных — Перминова и других. Но это — совсем не творческие люди! Это — большая ошибка, что генералов делают руководителями таких организаций как наша. Это — не их место.

— А в чем особенность вашего КБ?

— Особенность в том, что эту технику должны разрабатывать и создавать все-таки творческие люди, которым это интересно. Военным интересно четко исполнять инструкции, указания. Это они могут. Я за ними это право оставляю, но поручать им руководить творческими коллективами нельзя. Такие должности доверять я бы им никогда не стал.

— А что сейчас?

— Главным конструктором назначен «наш» человек, то есть специалист, а потому надеюсь, что дела в космонавтике начнут поправляться, и в новом (2019-м. — Ред.) году появится, наконец, оптимистическое настроение.

Остается только вместе с Валерием Рюминым надеяться на это…

А что же с космической «дыркой»?

Спускаемый аппарат корабля Союз МС-09 с российским космонавтом Сергеем Прокопьевым, астронавтами NASA Сериной Ауньон-Чэнселлор и ЕКА Александром Герстом без проблем приземлился в Казахстане 20 декабря прошлого года. А бытовой отсек со злополучным отверстием благополучно отделился при спуске и также благополучно сгорел в плотных слоях атмосферы. Так что теперь это космическое ЧП уже принадлежит истории.

Владимир Губарев

“Новый вторник”

Ранее

Что в больницах останется бесплатным?

Далее

Впереди России всей

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru