Россияне оценили репрессивные законы последнего времени
Аналитический центр Юрия Левады (Левада-центр) 25 ноября опубликовал данные социологического опроса, касающегося репрессивных законов, принятых в России в 2012-2013 годах. Речь идет о пяти законах: о запрете на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, об ограничениях в Интернете – «антипиратском» законодательстве, о защите чувств верующих, о повышении штрафов за нарушения на митингах и законе об НКО – иностранных агентах.
Принятие этих документов сопровождалось жесткой полемикой противников и сторонников законов в средствах массовой информации, в Интернете, на круглых столах… В качестве аргументов «против» приводились, в частности, факты того, что эти законы нарушают Конституцию. Например, статью 28, которая наряду со свободой вероисповедания гарантирует право не исповедовать никакой религии и свободно распространять свои убеждения и действовать в соответствии с ними. В законе о нарушениях на митингах содержатся противоречия со статьями Конституции 29-31, провозглашающими права на свободу информации, объединений, собраний, митингов и демонстраций; в законе об НКО – со статьей 13, утверждающей, что общественные объединения равны перед законом, и т.д. Тем не менее, несмотря на эти и другие противоречия с Основным законом, законодательные акты были приняты Госдумой и подписаны президентом – гарантом Конституции России.
Обработав данные своего опроса, социологи Левада-центра выяснили, что 56% респондентов выбрали «охранительное» объяснение принятия этих репрессивных законов. То есть, более половины наших сограждан считают, что «драконовское» законодательство вводится для стабилизации общественно-политической ситуации в стране, пресечения и профилактики нарушений общественного порядка, защиты традиционных, консервативных ценностей.
Получается, что сегодняшнюю ситуацию эти люди стабильной не считают. Народ, похоже, уже устал верить в то, что завтра будет лучше, главное, чтобы хуже не стало. Постоянно растущие цены, чиновничий беспредел, коррупция снизу доверху во всех эшелонах власти, – вот это, пожалуй, у нас стабильно! А все остальное… Хотя нынешняя власть, когда говорит о своих заслугах перед страной, именно стабильность называет одним из главных завоеваний последнего десятилетия.
Пятая часть респондентов, принимавших участие в опросе, затруднилась дать ответ. Видимо из-за того, что просто не понимают, хорошие это законы или плохие, и к каким последствиям они могут привести общество и страну.
А вот четверть опрошенных (24%) считают, что эти законы направлены на ограничение деятельности и запугивание оппозиции, а также на отвлечение населения от реальных проблем. То есть, каждый четвертый гражданин России трезво оценивает картину происходящего в стране, анализирует действия власти и оппозиции, делает выводы. И это радует, поскольку появляется надежда, что не все еще потеряно.
Этот опрос фактически демонстрирует срез гражданского общества, который, как отмечают в Левада-центре, отражает соотношение сторонников и противников действующей власти.
Заместитель директора «Левада-центра» Алексей Гражданкин, комментируя опрос «Русской службе Би-Би-Си», сообщил, что «потребность в гражданской активности появляется у людей тогда, когда у них уже решены основные материальные проблемы. Тогда они начинают требовать признания, уважения к себе со стороны государства. А у граждан, живущих в бедности, такие требования и амбиции, как правило, не возникают».
Директор Центра политических технологий Игорь Бунин дал свою оценку результатам опроса.
«Во-первых, россияне боятся смуты, хаоса, – сказал политолог газете «Новые известия». – Во-вторых, эти законопроекты предлагаются сверху, значит, с помощью телевизора не сложно изменить отношение к этим законам, ведь телевидение – очень сильный манипулятор, который меняет отношение общества к чему бы то ни было. (…) И это обеспечивает таким законам более благоприятное отношение со стороны общества».
«Для большинства россиян обращение к государству и к жесткому закону является наиболее разумным средством борьбы с какими-либо нарушениями и злоупотреблениями, они надеются на «жесткую руку» государства», – считает Гражданкин.
Кстати, о жесткой руке. Из еще одного свежего опроса, проведенного «Левада-центром», выяснилось – 78% граждан уверены, что у России есть враги.
Возможно, на мнение отпрошенных повлияло начавшееся перевооружение нашей армии, ситуация за рубежом или что-то еще – не важно. Важно другое – этим ответом более трех четвертей наших граждан выражают тревогу за благополучие и сохранность страны. А мы еще с давним пор, благодаря своей генетической памяти, знаем, что для отражения агрессии государству нужна жесткая, сильная рука и соответствующие законы «военного времени».
Тут очень хочется сомкнуть этот опрос с предыдущим: там было три четверти явно поддержавших репрессивные законы вместе с не определившимися, и здесь, с «врагами», похожая цифра… Но мы этого делать не будем, потому что это, конечно же, совершенно не научный подход.
Геннадий ШАЛАЕВ
Фото: uraldaily.ru