Родина, которой нужно помочь

Специальный репортаж из села Биряково, в котором жили предки Николая Рубцова

Здесь похоронен дед знаменитого поэта. Здесь крестили и венчали его родителей. Здесь родилась его старшая сестра. Бывал ли сам Николай Михайлович в этих местах? По воспоминаниям местных жителей — бывал.

Узнал бы он сейчас это место? Наверняка…

Еще стоит родительский дом. Статная некогда крестьянская изба, которой минуло уже сто лет. Два этажа, печь. Здесь были и фотоателье, и автостанция. Но годы постарались так, что внутрь заходить опасно.

Из труб не идет дымок. Откуда-то доносится лай собак.

Тоскливо смотреть на кирпичное здание в будний пасмурный день. Лай собак не стихает.

Галина Борисовна говорила, что деревня умерла. Кульсеево, Самылково… Тут уже нет дойных коров, а оставшаяся сельхозтехника заняла свое место в музее «Сделано в СССР».

Музей добротный, возможно, единственный в мире и даже интерактивный, то есть и на тракторе проехаться можно. Запах известки и еще какой-то особой смеси чувствуется в просторном помещении. Так же, помнится, пахли инструменты в дедушкином уазике. Экспонаты выстроились в ряд — от первого трактора на гусеницах, изобретенного крестьянином Федором Блиновым в 1899 году, до готовых хоть сейчас на поле современных коней на колесах. Вот «просто грабли», а вот — конные. Некоторые раритеты и сейчас при деле. Например, токарный станок. Этим хозяйством заведует Николай Викторович Шостаков. «Что попросят — то и сделает», — говорят о нем местные.

Зашли к лошадкам. По конюшне с низкими потолками беспокойно носятся туда-сюда воробушки. Резко бьет в нос запах навоза. Свет из окна тусклый, холодный. У каждой лошадки на дверце висит табличка с именем: Чебурашка, Буян, Ласка…

— Не принесли тебе ничего, — гладит наша провожатая Ласку.

Лошади здесь трудятся летом: катают туристов. А в здешних деревеньках им уже работы нет. Ее и людям-то не всегда хватает. А иногда не хватает людей. Сто из 700 человек — дети, 300 — пенсионеры. Взрослые — кто на лесозаготовке у частных предпринимателей, кто на лыжной базе подрабатывает. Есть и школа, и дом культуры. Только вот былого размаха нет.

— И не будет, наверно, — вздыхает Галина Прохорова. — Деревня умерла. Многие плачут. Я уже свое кажется отплакала, а все равно порой не могу сдержаться. Дом культуры сделали филиалом Сокольского. Отделение Сбербанка раньше постоянно работало, а теперь только в определенное время, и выстраивается огромная очередь. Если и можно привлечь внимание властей, то только тем, что общеизвестно. Ведь Рубцова знают все.

В местных жителях трудно не признать творческого запала в желании обустроить родное село. Чего только не изобретут! И камень ключевой с бьющим из него фонтанчиком, и искусственное озеро с водяным колесом и мишками, приводимыми этим колесом в движение. При этом часто слышишь: «А это вот Алексея Константиновича задумка». И фамилия у него соответствующая — Задумкин.

Алексей Константинович — настоящий хранитель истории села, главный активист, болеющий за свою малую родину всей душой. Ему принадлежит идея создания музея сельскохозяйственной техники. Он же ратовал за восстановление храма в селе Спасском. Чтобы покрыть крышу, жители села расстались с целой молочной фермой.

Впрочем, для этого были и другие причины. Одна из них — недостаток специалистов, механизаторов. Утекли за длинным рублем. Всем ведь кушать хочется.

Людмила Васильевна Чертовикова родилась в Биряково, здесь же замуж вышла. Сейчас она директор туристического центра Кульсевель (от названия деревни Кульсеево). Она же и проводит экскурсии.

Деревянная заснеженная площадка. Людмила Васильевна показывает, как работает колодец-журавль. Правда, до воды не добраться: дверца примерзла.

До Биряково добраться куда проще. Полтора часа езды от Вологды. А от Сокола и того меньше. Но не спешат помогать. Одна надежда на президентский грант: может хоть автобус туристический удастся приобрести…

Но вот уже стараниями рубцовского сообщества выкуплен у прежних владельцев и поставлен на новый фундамент дом родителей Николая Рубцова. Здесь будет музей старинного крестьянского рода Рубцовых. Проекту было дано название «Дом у дороги», и курирует его теперь культурно-просветительский центр «Стрелица» под руководством Галины Прохоровой.

«Стрелица» — по названию речки, что течет в этих краях. Озорная она, смешливая — даже зимой не замолкает.

Может, вскоре также зажурчит и жизнь в Биряковском поселении?

Алина Махлина

“Новый вторник”

Ранее

Геополитическая битва в Венесуэле

Далее

Впору не гордиться, а стыдиться

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru