Субсидии получат лишь избранные
Правительство намерено ускорить процесс реформы системы социальных субсидий. Новации предполагают более строгий контроль над теми, кому назначены выплаты. Как утверждает премьер-министр Дмитрий Медведев, чтобы бороться с бедностью, нужно узнать «социальный портрет» каждого нищего. Эксперты сомневаются, что изменения окажутся эффективными, тогда как число бедных в России в результате реформы сократится лишь на «бумаге».
Реформу системы соцпособий Медведев обсудил на встрече с главами регионов 15 февраля в Сочи. Главными изменениями действующего механизма станет составление «социального портрета» каждого нуждающегося, выяснение ситуации, которая привела его к бедности, а также пути выхода людей из незавидной категории. Государство не отказывается от соцобязательств, но хочет, чтобы помощь приходила по назначению, а те, кто получает субсидии, но не жалуется на жизнь, будут отключены от поддержки. Детали новаций предстоит доработать, но чиновники уверены, что они помогут найти более эффективный метод для борьбы с бедностью.
Независимые эксперты не разделяют мнения идеологов реформы. По словам экс-замминистра труда Павла Кудюкина, реформа системы соцпособий в формате, который предлагается, выглядит спорным. Подсчитать доходы граждан можно исходя из налоговых деклараций и справок НДФЛ-2, но в случае с самозанятыми, которые перебиваются случайной работой и не отчитываются перед государством, это представляется маловероятным. Тоже касается тех, кто сдает жилье без оформления контракта, а на условиях взаимного доверия с арендатором.
Распространению неучтенной информацией о доходах служат также зарплаты в «конвертах». В 2018 году Всемирный банк оценил размер теневого сектора в России в 30% ВВП. Грубо говоря, оклады по «серым» схемам получает каждый третий россиянин. Если официальные данные свидетельствуют, что доходы таких граждан ниже МРОТ, то они могут рассчитывать на госпомощь. Кроме того, затраты на администрирование информации о доходах и расходах малоимущих могут оказаться выше экономии, на которую рассчитывает государство.
Существует дополнительный подвох. Сейчас в нашей стране под категорию нищих, то есть людей, проживающих на доходы ниже прожиточного минимума, попадает 19 млн человек. Вместе с тем, по оценке вице-премьера Татьяны Голиковой, только 4,2 млн из них обеспечены социальной поддержкой. По ее словам, правительству «предстоит разобраться», почему нуждающиеся выключены из системы субсидий: либо они не подозревают, что могут претендовать на пособия; либо не обращаются к государству в силу «каких-то причин»; либо существует «что-то третье, о чем мы не знаем».
«Есть несколько причин того, что лишь каждый пятый бедный россиянин обеспечен соцподдержкой», — рассказывает Кудюкин. Кому-то пособия не нужны — например, неработающих женам, если их мужья зарабатывают за двоих. Другие, главным образом, асоциальные элементы (алкоголики и наркоманы) не всегда задумываются о субсидиях, предпочитая просить подачку у магазинов. Третьи — не имеют возможности пройти все процедуры оформления пособий. «Очень много тех, кто проживает в сельской местности, получая 5-6 тыс рублей в месяц. Поездка в районную администрацию для оформления пособий у них сопряжена с дополнительные издержками. Семьи, где каждая копейка на счету и нет лишних денег на транспортные расходы, часто отказываются от таких вояжей», — отмечает Кудюкин.
Вызывает сомнение, как чиновники собираются оценивать расходы малоимущих. «Такую систему совершенствовать затруднительно: часть трат может быть основана не только на зарплатах и кредитах — это можно подтвердить, но и на ссудах у родственников и друзей. Реально действующую систему придется построить на сборе чеков и справок, а также на неофициальных расписках, — рассуждает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. — Количество бедных в результате такого эксперимента «на бумаге» сократится вдвое, но лишь за счет того, что люди не захотят пускать чиновников в свою частную жизнь, а субсидии продолжат получать не те, кто действительно нуждается, а те, кому это удобно».
Николай Макеев
По материалам: “Московский комсомолец”