Легендарный Василий Ливанов опять на коне — и в прямом, и в переносном смысле
Все последние месяцы 83-летний актер, который не снимался в кино уже 10 лет, активно работал. Правда, в качестве режиссера…
Исторический фильм «Медный всадник России» — это вторая лента режиссера Ливанова. А ведь казалось, что первая — «Дон Кихот возвращается», которую Василий Борисович снял более 20 лет назад, так и останется единственной.
— Василий Борисович, этот фильм — ваша давняя задумка? Как родилась идея?
— Когда возникла идея снять «Медный всадник России», я обнаружил, что с такими же проблемами сталкивался и герой моего фильма, замечательный скульптор Этьен Морис Фальконе. Конечно, если бы не поддержка Екатерины II, он не смог бы их разрешить. Вообще, история создания памятника — это один из редчайших примеров, когда верховная власть и художник действуют заодно. Императрица поддерживала Фальконе на протяжении восьми лет, пока он не создал памятник Петру I. И теперь Медный всадник является олицетворением духа нашей страны. Снять этот фильм, действительно моя давняя задумка. Мне хотелось показать творческий процесс создания знаменитого памятника и познакомить зрителей с историей нашей страны, отраженной в одном из ее важных событий.
— Но вы упомянули о проблемах, схожих с проблемами Фальконе…
— Да, 10 лет назад мы не смогли получить деньги для постановки картины, но спустя время нам все-таки удалось воплотить идею в жизнь. Дело в том, что недавно Владимир Путин утвердил программу о создании национальных исторических фильмов, и, конечно, это помогло получить средства на съемку ленты.
— А чем вас привлекла именно эта история?
— Тут речь о противостоянии художника враждебным обстоятельствам. Ведь Фальконе, по сути, обогнал свое время. На протяжении работы он сталкивался с сопротивлением целого ряда лиц. Дело в том, что идея создания монумента принадлежит Екатерине. Но изначально монумент Петру Великому создавал архитектор Бартоломео Растрелли. Имперский сенат утвердил памятник, а Екатерина категорически отвергла, потому что, по ее словам, на нем Петр выглядел как самодовольный римский император. И вот тогда она, по совету Дидро, с которым состояла в переписке, пригласила Фальконе. Понятно, что было масса недовольных, причем на самом верху. За восемь лет работы над памятником скульптор написал императрице 20 писем с жалобами на притеснения!
— Ваш сын, Борис Ливанов, исполнил в фильме роль князя Потемкина. Можно сказать, что эта роль передалась ему по наследству.
— Можно и так сказать. Мой отец, Борис Николаевич, исполнил роль Потемкина в фильме Михаила Ромма «Адмирал Ушаков», вышедшем в 1953 году. И моего отца, и моего сына отличает портретное сходство с князем, и этим, прежде всего, обоснован мой выбор. Но и артистическим талантом тоже. Например, наш консультант, доктор исторических наук Андрей Богданов был в восторге от того, что мы утвердили на роль Бориса.
— Почему на роль Екатерины Великой вы утвердили известную телеведущую Ольгу Белову, которая прежде никогда не снималась в кино?
— Дело в том, что она обладает природным чувством собственного достоинства. Это чувство нельзя сыграть, можно только наиграть, но наигранное никогда не будет органичным. Ольга Белова очень похожа на Екатерину, что подтвердил наш консультант. Кроме того, она поразила всю съемочную группу своей врожденной артистичностью, ее игра превзошла все мои ожидания. Может быть, Ольга больше не будет сниматься в кино, но в нашем фильме ей удалось создать убедительный и точный образ.
— Ну а актера на главную роль долго выбирали?
— Сначала я рассматривал одного актера, но он так и не понял, кто такой Фальконе и предложил дополнить его образ французским юмором, не почувствовав, что скульптор был фанатиком своего дела, просто одержимым своей идеей. Потом появился Евгений Редько, которого я утвердил сразу после двух серьезных бесед с ним. Евгений — Народный артист, у него за плечами большой опыт… Кстати, совсем недавно Женя рассказал мне, что был совершенно потрясен, когда на его вопрос о том, когда состоятся кинопробы, я сказал: «А вам нужны кинопробы?» Потому что мне они совершенно не были нужны. Слава Богу, я разбираюсь в своей профессии и сразу вижу, когда у артиста получается.
Максим Неверов
“Новый вторник”