Рекордное за полтора года падение цен на золото на мировом рынке ударило по золотовалютным резервам российского ЦБ
Чуть больше чем за три торговых дня стоимость тройской унции на Нью-Йоркской бирже COMEX просела на 3,4% – с 1330 до 1285 долларов, а по итогам минувшей недели снизилась на 2,6%, показав худший результат с мая 2017 года.
На торгах в понедельник котировки коснулись отметки 1283,3 доллара за унцию – минимума с 25 января.
Для Банка России, скупающего все золото, которое добывается на территории страны и накопившего в резервах 69,2 млн тройских унций (на 1 февраля), обвал принес как минимум 3,1 млрд долларов убытка на переоценке.
На 27 февраля золотой запас ЦБ стоил 92 млрд долларов, а к 18.30 мск понедельник обесценился до 88,9 млрд. В реальности потери могли быть больше, если центробанк продолжил активные закупки в феврале.
По итогам прошлого года ЦБ купил рекордные 274 тонны драгметалла, пропылесосив внутренний рынок и оставив производителям лишь 17 тонн для экспорта. Закупки выросли почти втрое по сравнению с началом 2010х годов и на треть по сравнению с периодом 2014-17 гг, когда Россия оказалась под давлением первого раунда санкций.
Именно санкции и угроза их расширения заставляют ЦБ увеличивать золотой запас, объяснял в августе прошлого года зампред центробанка Дмитрий Тулин: золотые слитки невозможно арестовать в отличие от валюты или ценных бумаг, размещенных на зарубежных счетах.
Хотя как резервный актив золото имеет мало ценности, а быстро реализовать существенный объем без обрушения котировок практически невозможно, для ЦБ эти покупки ничего не стоят. Золото приобретается за счет эмиссии рублей, указывает директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.
Де-факто, работая «печатным станком», ЦБ поддерживает стоимость золотого запаса, уже накопленного в ЗВР. Российская добыча – около 7% от мировой – отрезана от глобального рынка, который в случае притока дополнительных 300 тонн мог бы оказаться в состояния избытка, следует из оценок World Gold Council.
Падение золота в начале марта, ударившее по ЗВР России, – это реакция рынка на сильные данные по экономике США, которые вновь возродили опасения ужесточения политики ФРС, говорит стратег TD Securities Барт Мелек.
В четвертом квартале ВВП США вырос на 2,6% к третьему кварталу, существенно превысив прогноз (2,3%), а по итогам года рост американской экономики ускорился с 2,2% до 2,9%.
Такие данные снижают вероятность смягчения монетарной политики, в частности, приостановку сокращения баланса ФРС, говорит Мелек: это толкает вверх индекс доллара, показавший в понедельник максимум за 2 недели, и доходности госооблигаций США.
По материалам: “Finanz.ru”