Катастрофа рейса «Москва-Мурманск» стала крупнейшей в истории «Аэрофлота» в XXI веке
Гибель при посадке 41 человека в аэропорту Шереметьево может стать началом конца всего проекта производства и продвижения на мировые ранки надежды отечественного авиастроения – самолета «Сухой Суперджет-100» (Sukhoi Superjet). У следствия должны возникнуть серьезные вопросы к руководству Шереметьева, «Аэрофлота» и «Ростеха» (последний во главе с Сергеем Чемезовым отвечал за разработку SSJ). Но пока что трагедию готовы списать на шальную молнию и самих пассажиров сгоревшего при посадке лайнера.
Как уже писала «Наша версия», пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100-95 «Аэрофлота» вылетел в воскресенье вечером из Москвы в Мурманск, но вскоре экстренно вернулся и при посадке загорелся. На борту вместе с членами экипажа находились 78 человек.
В «Аэрофлоте» сообщили, что после посадки у самолета загорелись двигатели. По данным источников «Интерфакса», аварийный Superjet сел в Шереметьево с первой попытки, но с большим перелетом (сказался переизбыток неизрасходованного топлива). Из-за превышения посадочной массы разрушилось шасси, его элементы попали в двигатель.
Представитель Следственного комитета Елена Марковская подтвердила, что 41 человек, находившийся на борту Superjet, погиб при пожаре – 40 пассажиров и один член экипажа. «Аэрофлот» опубликовал список 37 пассажиров, которые выжили в результате авиационного происшествия с самолетом, выполнявшим рейс SU1492 «Москва – Мурманск». Личности погибших можно будет установить только с помощью генетической экспертизы – такой силы был пожар.
Сразу после катастрофы в телеграм-каналах и СМИ начала распространятся версия о том, что в гибели пассажиров рейса SU1492 виноваты… сами пассажиры. Якобы когда самолет загорелся, некоторые пассажиры стали в панике доставать свои вещи с полок. Это затруднило эвакуацию людей с задних рядов, и они погибли в огне. А, по данным агентства ТАСС, в самолет могла попасть молния.
По факту происшествия возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения воздушного транспорта, сообщили в Следственном комитете РФ. И следствию, наверное, не стоит много времени тратить на экзотические версии, которые призваны увести от ответственности заинтересованные стороны: Шереметьево, «Аэрофлот» и «Ростех»?
Смертельные 80 секунд
Подмосковное управление МЧС сообщило: «В 18.48 – ликвидация открытого горения. Дальнейшая информация уточняется». Эвакуация пассажиров аварийного SSJ-100 заняла 55 секунд при нормативе 90 секунд, бодро отрапортовал представитель «Аэрофлот». Все верно, на спасение 78 пассажиров ушло бы больше времени, но половина из них сгорела заживо.
На многочисленных видео можно увидеть, что самолет не встречают пожарные расчеты, спасательные службы и медики. Первая пожарная машина подъезжает более чем через 80 секунд после начала пожара, а скорые вообще застряли на КПП. Почему так плохо была организована эвакуация в Шереметьево – базовом аэропорту «Аэрофлота»?
80 секунд – это смертельно. Судя по специализированному сервису Flightradar24, аэропорт Шереметьево получил сигнал бедствия с борта Superjet более чем за 5 минут до приземления. Этих пяти минут должно было хватить для подготовки к приёму воздушного судна, совершающего аварийную посадку.
А где пожарные расчеты, стоящие елочкой на всём протяжении вдоль ВПП, поскольку неизвестно, в какой ее части самолет остановится? А где пена, разливаемая на ВПП при аварийной посадке лайнера с полными баками?
Пена, которая мгновенно гасит любые искры от соприкосновения металла с асфальтом и не даёт загореться топливу. Керосин полыхал по всей ВПП, как это всё возможно? А где стоящие тут же, вдоль ВПП, медицинские авто в расчете на всех пассажиров и членов экипажа? Все эти вопросы – к руководству аэропорта Шереметьево.
Огонь и продукты горения убили 41 пассажира, что с большой долей вероятности можно было предотвратить при ответственной подготовке ВПП и мгновенном начале тушения полыхающего воздушного судна.
Вопросы к «Аэрофлоту»
Катастрофа рейса Москва — Мурманск стала крупнейшей в истории «Аэрофлота» в XXI веке. И все к тому шло. За последний год произошло как минимум 8 крупных происшествий в России с самолетами SSJ 100. В «Аэрофлоте» их 50 – больше, чем у какой-либо другой авиакомпании.
- Апрель 2019. Вылет рейса SU 1351 Воронеж—Москва отложен почти на одиннадцать часов из-за технического сбоя.
- Март 2019. В Шереметьево Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот» совершил экстренную посадку из-за треснувшего лобового стекла.
- Февраль 2019. SuperJet 100, совершавший рейс из Тюмени, после приземления в столичном аэропорту Домодедово задел крылом фонарный столб.
- Октябрь 2018. Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот», направлявшийся из Москвы в Ханты-Мансийск, вернулся в Шереметьево по технической причине. По предварительным данным, у самолета сработал датчик невыпуска стойки шасси.
- Октябрь 2018. Sukhoi Superjet 100 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в Якутии.
- Июль 2018. Испытательный самолет Sukhoi Superjet 100 приземлился без стойки шасси в подмосковном Раменском.
- Июнь 2018. Самолет Superjet 100, следовавший из Иркутска в Санкт-Петербург, совершил аварийную посадку в аэропорту Барнаула.
При этом руководство авиакомпании «Аэрофлот» считает, что говорить о хотя бы временном запрете полетов Superjet 100 даже после страшной катастрофы в Шереметьево преждевременно. Понятное дело, «Аэрофлот» платит за лизинг самолета SSJ-100 приблизительно $180.000 – 190.000 в месяц. И во время их простоя оплату никто не отменит.
Но сколько трагедий должно ещё произойти и сколько людей погибнуть, чтобы в «Аэрофлоте» поняли, что Superjet совсем не супер?
Вопросы к «Ростеху»
Производитель лайнера SSJ100 – «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) – входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), 92,3% акций которой государство передало «Ростеху», которым руководит Сергей Чемезов. То есть вопросы по качеству комплектующих стоит адресовать этой структуре. А оно оставляет желать лучшего.
Двигатели для SSJ-100 (которые и загорелись в этом злополучном рейсе) быстро выходят из строя. Их ремонт отнимает много времени, из-за чего лайнеры подолгу стоят на земле. Средний налет SSJ-100 в России в 2017 году составил всего 3,3 ч в сутки.
Двигатели SaM146 производит СП Объединенной двигателестроительной корпорации (также входит в «Ростех») и французской Safran – компания PowerJet, – специально для SSJ-100, в других самолетах не используются. Этим движкам может потребоваться капремонт после 2000–4000 часов работы, а иногда уже после 1000 – вместо заявленных производителем 7500–8000 часов. Поломки возникают в «горячей» части двигателей, за которую отвечает Safran, – в камерах сгорания, и маслосборниках появляются трещины.
Не явились ли эти давно известные руководству «Ростеха» дефекты причиной возгорания SSJ-100 в Шереметьево? Это также должно выяснить следствие.
Кстати, в феврале 2019 года ирландская авиакомпания CityJet отказалась от эксплуатации российских самолетов Superjet. Ирландцы выполняли рейсы для бельгийского авиаперевозчика Brussels Airlines, единственными в Европе использовали 7 этих самолетов.
Еще весной 2018 года бельгийская авиакомпания сообщила, что ей пришлось отменить 92 рейса за 22 дня из-за поломок российских самолетов, и бельгийцы уже тогда сказали, что «так больше продолжаться не может».
Причина расторжения контракта – все тот же двигатель французской компании Safran, который выводит из строя SSJ-100 за пару лет (или даже за год) эксплуатации. Почему руководство «Ростеха» до сих пор не избавилось от этих французских бракоделов, также должно выяснить следствие.
На иностранных рынках SSJ-100 в ближайшее время не ждет ничего хорошего, особенно после такой страшной трагедии. Мексиканский Interjet думает о том, чтобы отказаться от лайнеров (их у него было 22). О том же размышляют и некоторые российские эксплуатанты. Самолеты, принадлежавшие ирландскому CityJet, могли бы отправиться в Словению: еще в конце 2018 года местная компания Adria, находящаяся на грани банкротства, решила взять 15 российских самолетов, чтобы с их помощью она поправить свое финансовое положение. Но теперь и эта сделка под вопросом. И виновные за фиаско проекта SSJ-100, который обошелся в 44 миллиарда рублей и привел к человеческим жертвам, уж точно должны понести наказание.
Николай Морозов
По материалам: “Наша Версия”