Главная / Общество / «Нужно быть готовым, что кто-то из пассажиров вообще откажется выходить из самолета»

«Нужно быть готовым, что кто-то из пассажиров вообще откажется выходить из самолета»

Что должны делать бортпроводники во время чрезвычайной ситуации

Вечером 5 мая в московском аэропорту Шереметьево произошла авиакатастрофа. Самолет Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот», выполнявший рейс Москва — Мурманск, совершил аварийную посадку и загорелся при приземлении. Погиб 41 человек из 78 находившихся на борту. Эвакуировали пассажиров из самолета бортпроводники. «Медуза» узнала, как в России готовят бортпроводников к экстренным ситуациям, у заместителя директора новосибирского Центра подготовки и сертификации авиационного персонала Александра Кравчука — он учит бортпроводников около 40 лет.

Для того чтобы пройти программу подготовки бортпроводников, нужно окончить 11 классов, а затем пройти медкомиссию в рамках врачебно-летной экспертной комиссии. Без заключения врачей о том, что человек годен к полетам, никто никого обучать не будет. На прохождение такой медкомиссии может уйти до двух недель, но ничего сложного в этом нет — собираете справки и ходите по врачам. Все стандартно.

После этого начинаются курсы подготовки. Их продолжительность может отличаться, но обычно составляет около трех месяцев. За это время человек проходит и сдает все необходимые дисциплины: от организации питания до работы во время чрезвычайных ситуаций. Единственный нюанс — все отрабатывается не в полете, а на земле.

Во время обучения мы работаем в классах и на тренажерах, имитирующих салон самолета. Посадку на воду отрабатываем в бассейне, а эвакуацию пассажиров из самолета — в спортзале с надувным трапом. После таких тренировок бортпроводник должен сдать «контрольный полет». Он тоже проходит в тренажере, но там моделируются самые разные сценарии, которые могут быть во время полета. В целом программа несложная — если нормально учился в школе, точно пройдешь.

На таких курсах человек учится действовать и в экстремальных условиях. У нас даже есть отдельные предметы по психологической подготовке, которые позволяют исключить человеческий фактор. На них мы проверяем будущих бортпроводников на стрессоустойчивость, объясняем, как нужно вести себя. Главное правило — бортпроводник не должен паниковать, поэтому мы очень много работаем над тем, чтобы человек чувствовал себя уверенно во время полета. Стараемся отработать все ситуации, которые могут возникнуть, потому что уверенно может действовать только обученный и натренированный человек. Кроме того, бортпроводник должен не только сам действовать спокойно, но еще и успокоить пассажиров. Например, если он уже знает, что через несколько минут самолет совершит посадку на воду, он должен обойти салон и рассказать об этом пассажирам, чтобы затем не было паники.

Обучение бортпроводников в тренажере, имитирующем салон самолета

Обучение бортпроводников в тренажере, имитирующем салон самолета. Станислав Красильников / ТАСС / Vida Press

Ситуации подобные той, что произошла вчера в Шереметьево, тоже отрабатываются во время обучения. В классе будущие бортпроводники делятся на тех, кто будет играть пассажиров, а кто — экипаж, и тренируются. Отрабатывают открытие дверей, эвакуацию и так далее. Насколько можно судить, вчера бортпроводники не могли предвидеть, как именно пройдет посадка, поэтому им пришлось действовать на лету, но тоже по заранее отработанному сценарию — у каждой авиакомпании есть внутренние документы, регламентирующие действия во время ЧП. В подобной ситуации бортпроводник должен сначала понять, с какой стороны начался пожар, чтобы определить, в какой выход можно направить пассажиров, а затем организовать эвакуацию. Дальше открываются двери, надувается трап. Все делается на автомате.

Конечно, если вчера люди после посадки начали доставать ручную кладь — это неправильно (о том, что попытки некоторых пассажиров достать багаж с полок могли привести к увеличению количества жертв, заявлял анонимный источник «Интерфакса», но достоверно это не подтверждено — прим. «Медузы»). Но такие сценарии, когда пассажиры мешают эвакуации, тоже отрабатываются во время обучения. Например, нужно быть готовым к тому, что во время эвакуации кто-нибудь из пассажиров вообще по какой-либо причине откажется выходить из самолета. В подобных случаях бортпроводник должен или голосом донести до людей, что они могут помешать эвакуации, или даже применить физическую силу и выкинуть человека на трап. Бортпроводники должны полностью контролировать ситуацию и командовать пассажирами. Они обязаны обеспечить безопасность пассажиров, а уже потом сами могут покинуть самолет. По правилам, единственные, кто покидает самолет после бортпроводников, — это пилоты.

Пока мы точно не знаем, что произошло в Шереметьево, поэтому делать какие-то оценки рано. Но, думаю, в целом бортпроводники в России готовы к работе достаточно качественно. Ведь трехмесячными курсами подготовки их обучение не заканчивается. После этого они должны пройти тест в Росавиации и получить свидетельство бортпроводника. Затем человек устраивается на работу в авиакомпанию, где также есть свои процедуры подготовки к полетам. Их проверяют инструкторы и так далее — это тоже может затянуться на несколько месяцев. Кроме того, бортпроводники постоянно проходят курсы повышения квалификации, так что с качеством обучения у нас проблем нет.

Павел Мерзликин

По материалам: «Meduza»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru