Кто стоит на страже интересов мафии в России
В деле курской ОПГ до сих пор неясно, кто был главнее и страшнее — бандиты или местные продажные полицейские.
В Курске в самом разгаре судебный процесс над местным предпринимателем Дмитрием Волобуевым. Следствие считает его лидером преступного сообщества, державшего в страхе коммерсантов и простых курян более пяти лет. Банде ставят в вину убийства, порчу имущества, вымогательство, незаконный оборот оружия и другие преступления. Структура пользовалась поддержкой местной мэрии, что позволяло рэкетирам долгое время уходить от уголовного преследования. Путь банды — в материале «Известий».
Курская братва
Истоки этого криминального эпоса уходят к трагическому постсоветскому периоду. После 1990-х, когда Курская область кишела преступными группировками, было небольшое затишье — милиции, в частности РУБОПу, удалось навести порядок на какое-то время. Но в середине прошлого десятилетия былые «герои-отморозки» воспряли духом, преступность разрослась с новой силой.
Мощный всплеск оголтелого бандитизма в регионе был связан с именем Руслана Сибилева по прозвищу Боксер, он же Робот. Первым его заметным «подвигом» в начале века считается избиение до смерти посетителей клуба в Сургуте в 2001 году. Ему удалось избежать уголовной ответственности за это преступление. Как пишет портал MZK1, за тяжкое преступление якобы были осуждены двое сургутян, не имевших прямого отношения к увечьям земляков. В течение нескольких лет после событий в Югре Сибилев становится лидером преступной группировки, которая громко заявляет о себе на всю область многочисленными силовыми акциями в отношении предпринимателей.
До 2010 года дела банды идут неплохо — им исправно платят запуганные представители среднего и малого бизнеса. Но в 2010 году Сибилев пытается расширить сферу своего влияния и требует плату с крупной свинофермы, подконтрольной другому серьезному мафиози регионального масштаба — Олегу Афанасьеву по прозвищу Шопен. Последний не стал терпеть хамство Боксера и расстрелял его на стрелке (у уголовников — деловая встреча для решения конфликтных ситуаций. — Ред.). В стычке на стороне Афанасьева участвовали Алексей Украинцев (Украина) и Сергей Делюкин, известный под прозвищем Диля. Сибилев тогда получил серьезные, но не смертельные ранения — ему покалечили ноги (огонь велся из травматического оружия). Вероятно, уголовники не собирались его убивать, а лишь пытались поставить на место и унизить.
До 2017 года считалось, что в отместку Сибилев организовал убийство своих обидчиков. Украину расстреляли в центре города в собственном автомобиле в августе 2010 года, Шопена постигла та же участь в марте 2011 года у подъезда дома.
Фиаско садиста
Ненужная жестокость стала главной причиной фиаско бандита. Спустя год Сибилев забивает до смерти битой местного жителя, задолжавшего всего 200 тыс. рублей знакомому уголовника.Силовики решили в этот раз задержать предполагаемого убийцу, но тому удалось скрыться за границей — он уехал в Таиланд. Следователи нашли его и добились экстрадиции на родину в 2015 году. И Боксер… поплыл. Он признался в пяти расправах и назвал имена сообщников, в числе которых были Алексей Хандоцкий (Хонда) — он расстрелял Украину и участвовал в неудачном покушении на Шопена. Стало известно также имя напарника Хонды по мокрым делам — Алексея Аликова (по прозвищам Маленький или Охотник), он объявлен в международный розыск.
Сибилев пытался симулировать психическое расстройство, предпринимая демонстративные попытки суицида, но в итоге был признан судом вменяемым. В ноябре 2017 года он был осужден к 19 годам колонии за убийство Украины и Шопена. Не слишком суровое наказание за серию жутких преступлений объясняется словоохотливостью Робота — он дал показания на еще одного предполагаемого соучастника убийства Шопена — Дмитрия Волобуева. И они стали центральными в судьбе ночного хозяина Курска.
Оказалось, что не только месть за простреленные ноги заставляла Робота и его подручных с маниакальной настойчивостью истреблять людей Афанасьева. Боксер сообщил много чего интересного о бизнесе Волобуева и его взаимоотношениях с властными элитами региона. Хонда последовал примеру шефа и заключил досудебное соглашение, получив в обмен… 13 лет колонии. Вероятно, он был еще более говорлив, чем Боксер, учитывая, столь скромное наказание за убийства по найму. Чуть позже примеру Робота и Хонды последует еще один штатный киллер группировки — Дмитрий Лифинский (в 2018 году его приговорили к 15 годам колонии).
Кто кошмарил курский бизнес
В то время как Робот скрывался от правосудия в Юго-Восточной Азии, не стало еще одного его обидчика — в феврале 2013 года был расстрелян Диля. Девять пуль киллер всадил в мужчину, когда тот выносил мусор. Расследование этого убийства вместе с разматыванием клубка преступлений банды Сибилева позволило собрать серьезные доказательства причастности Волобуева к преступной деятельности. Стало ясно, что сам по себе Боксер не мог бы долго разгуливать на свободе, учитывая его манеру общения с людьми. Он был лишь опасным инструментом в руках более серьезных людей. Один из этих «партнеров», как считает следствие, и есть нынешний подсудимый Дмитрий Волобуев.
Биография главного обвиняемого старательно переписывалась по мере его возвышения в регионе и роста его финансового благополучия. Незадолго до задержания он был известен в регионе как спортсмен-единоборец с сильным характером, честный бизнесмен и даже меценат. Славу волевого и целеустремленного человека в среде курских спортсменов и молодежи он снискал после того, как лишился стопы. Несмотря на инвалидность он продолжил тренировки.
Однако обстоятельства получения той самой травмы многое говорят о человеке без лишних слов. Ступню Волобуй (именно под таким прозвищем его знают в Курске) потерял во время покушения в 2000 году. Местные СМИ деликатно называли в качестве одной из причин покушения — конкуренцию. Причем виновников нападения так и не нашли. Поговаривали, что вопрос братки решили без помощи правоохранительных органов. По одной из версий, за нападением стояли как раз извечные противники волобуевской братвы — блатные.
Суть претензий «положенцев» и «воров в законе» к Волобую заключалась в том, что банда, которую предположительно он возглавлял и одним крылом которой руководил Сибилев, игнорировала так называемый ход воровской, не отчисляла денег на общак, да и вовсе посягала на поляну уголовников, граница которой была установлена еще в кровавых 1990-х.
Тяжкое увечье Волобуева могло стать началом затяжного передела криминального влияния в регионе. Косвенно это подтверждал и Боксер. В распоряжение «МК Черноземье» попала записка Сибилева: «…У меня с Волобуевым состоялся разговор, в котором он явно склонял меня на убийство Афанасьева «Шопена». Он мне посоветовал найти человека, желательно со стороны, ночью, чтобы не засветиться, показать, где живет Шопен. Я сказал, что мне это не надо, мне они ногу не отрывали и по деньгам нигде не подвинули, и что я буду бить их с кулака на кулак, где увижу. Мои слова не разошлись с делом. Подъехал к техцентру «Тойота». Увидел автомобиль одного из нападавших на меня, подумал, что больше пяти их не будет, встал в боксерскую стойку и прямо внутри начал бить Делюкина «Дилю»…»
Волобуев, как утверждают многочисленные источники следствия, отличался болезненным самолюбием. К примеру, весной 2015-го был убит еще один местный криминальный авторитет, Виталий Ходыревский, — его расстреляли киллеры перед тем, как он должен был встретить жену и дочь из роддома. Любопытно, что за год до своей смерти он прилюдно оскорбил Дмитрия Волобуева.
Мечта — забрать чужое
Начинал свой путь Волобуй, как сообщает региональная пресса, с ударной работы в одном из ЧОПов, близких к криминальным структурам. Организация промышляла привычными для 1990-х шабашками — рэкетом и рейдерством. Волобуеву приписывают несколько схем, благодаря которым в собственности его команды оказался ряд высокодоходных частных предприятий города. Стоит отметить, что, согласно базе данных «Спарк», сейчас за Дмитрием Волобуевым числится лишь ООО «Рентер». Но едва ли официальные данные отражают реальную картину финансового состояния этого человека. Многочисленные компании были оформлены на членов преступного сообщества, даже на киллеров.
Жемчужиной хозяйства Волобуева стал торговый комплекс «Шанталь» в самом центре города. Это предприятие последние годы считалось вывеской братвы. А когда-то ресторан и салон красоты принадлежали другому человеку — бизнесмену Александру Никитину, который и сделал эти заведения элитарными. Но бизнес есть бизнес — его партнер обратился за помощью к волобуевцам, когда совладельцы разошлись во взглядах на управление капиталом. По версии Никитина, владевшего комплексом зданий, рейдеры продавили возбуждение в отношении него уголовного дела, а его собственность была отчуждена. Он был осужден после «ударной работы» подразделения ЭБиПК курского управления МВД. Никитин получил шесть лет и до сих пор находится в тюрьме, несмотря на многочисленные и очевидные нестыковки в его деле.
Это типичная схема действий волобуевской братвы. Солидный доход приближенным Волобуева, как считает следствие, приносили в последние годы подконтрольные управляющие компании в сфере ЖКХ — это обслуживание новых жилых домов, установка и обслуживание лифтов. Контракты связанным с преступной организацией УК помогали получать коррумпированные сообщники в местной власти, о которых чуть позже. Причем одно из предприятий этого сектора экономики они «отжали» у бывшего депутата местного горсовета Романа Гладких — просто по-бандитски сообщники сказали, что, если не перепишет на них УК «Комцентр», они его похоронят. В криминальных схемах, как считают следствие и прокуратура, важную роль играл правая рука Волобуя — его брат Николай. Он также находится под стражей.
После того как схема с посадкой бизнесменов через продажных полицейских начала приносить свои плоды, она стала типовой для банды.
Еще одно тому свидетельство — история с курским предприятием по протезированию. Местная пенсионерка Лидия Абакумова после начала резонансного расследования над Волобуевым решила рассказать следователям о том, как предполагаемый мафиози надавил на нее и ее сына, чтобы они оговорили невиновного человека. Волобуеву якобы приглянулся бизнес по протезированию (он сам инвалид, поэтому и погрузился в эту проблематику), пишет «МК Черноземье».
Сын женщины, обычный курянин, обморозил руки и ноги на стройке в Москве, конечности пришлось удалить. Требовались протезы, но бюджетное предприятие затягивало со сроками. Семья обратилась к частнику Роману Алехину, на тот момент владельцу фирмы «Орто». Проблема была решена — протезы обошлись в 550 тыс. рублей. Всё было хорошо, пока на сына-инвалида не возбудили дело. В какой-то момент женщину и ее сына принудительно доставили на прием к замначальника полиции Курска Николаю Зайцеву. Тот заставил ее оговорить предпринимателя, дескать, деньги коммерсант взял, а протезы не изготовил.
«Выбирай, дура, кто тебе дороже, сын или Алехин!» — приводит женщина слова офицера изданию. 15 ортопедических салонов по всему Черноземью — вот цель, ради которой пожилого человека вынудили оговорить невиновного предпринимателя. Женщина после смерти единственного сына рассказывала эту историю СМИ неоднократно, есть и видеоролик, на котором запечатлен довольный своим протезом Александр Абакумов. И тем не менее расследование упорно продолжалось. Мало того, делу пытались придать «серийность», но, учитывая, что сеть разбросана по всему Черноземью, заниматься им стали и белгородские следователи. Они разобрались в ситуации и не позволили использовать себя вслепую — дело посыпалось.
В этот момент Алехину и нанес визит Волобуй, лично. Он предложил передать ему бизнес в обмен на прекращение уголовного преследования — об этом следствию сообщал в своих заявлениях сам протезист Алехин. По данным «Известий», на данный момент не дана оценка действий следственных и оперативных подразделений по ситуациям с Алехиным и Никитиным.
Их человек в структурах
Но не все дела в Курске расследовались с таким же энтузиазмом. Висяками оставались или разваливались на стадии подачи заявлений многочисленные сообщения о похищениях людей, вымогательствах, побоях и увечьях, если они каким-то образом могли навредить «правильным» парням Волобуева. Бесперспективными расследования становились благодаря надежному и властному «бизнес-партнеру» — бывшему начальнику регионального управления МВД Николаю Зайцеву, считают следователи.
Бизнесмен Волобуев процветал, и одновременно с этим шла в гору карьера офицера. Зайцев трудился в органах с 1985 года, с 1991-го — в угрозыске. В 2002 году — замначальника городского УВД (курировал криминальную милицию), с 2014 года возглавил полицию областного центра. В 2015 году стал заместителем главы администрации города, где курировал деятельность комитета организационной и кадровой работы, управления по делам ГО и ЧС, управления информации и печати, управления делами и финансового отдела горадминистрации.
Летом 2017 года заместитель градоначальника стал фигурантом серьезного расследования о деятельности в составе преступного сообщества. Формальным поводом для его задержания стал эпизод о вымогательстве 20 гаражных боксов, стоимость которых составляла 8,2 млн рублей. Следствие считает, что Зайцев и его подчиненные стояли за многочисленными служебными злоупотреблениями, которые помогали Волобуеву отбирать чужой бизнес. Кроме того, следствие располагает свидетельствами того, что силовики, подконтрольные Зайцеву, бездействовали в расследованиях нескольких убийств конкурентов Волобуя.
«Зайцев первый прискакал на место [преступления]… Зачем он туда приехал, этот Зайцев? Он не дал вывезти [раненого]. Когда я прибежала туда, мне позвонили из подъезда, сказали, что сын лежит раненый, руки поднимал, разговаривал, просил вызвать «скорую», долго лежал. Я, когда подбежала, говорю — дайте посмотрю, что с сыном (…) Спрашиваю водителя «скорой», почему сына не везут в больницу. А он сказал, мол, мне указание дали завести за дом — дадут указание везти, я повезу», — рассказала о роли бывшего шефа полиции Курска на месте убийства Делюкина его мать Нина в суде.
За судебным процессом в Курске пристально следят на федеральном уровне — это дело своеобразный срез, который может дать представление о том, как устроена погонно-криминальная оргпреступность и в других регионах.
Иван Петров
По материалам: “Известия”