Заградительная госзакупка

Банк ВТБ Андрея Костина сделал СМИ предложение, от которого невозможно отказаться?

 

Госбанк ВТБ на сайте госзакупок сделал странный запрос «на право заключения договора на оказание услуг по размещению рекламно-информационных материалов в СМИ и на интернет-ресурсах». Рекламировать с осени этого года банк собирается, конечно же, себя любимого – на общую сумму почти 18 млн рублей.

На самом деле с кругом изданий, достойных продвигать ВТБ, руководство банка определилось еще до подачи заявки: «Ведомости», «Коммерсант», РБК и другие крупные российские СМИ. И даже определило суммы затрат на размещение материалов. К примеру, за полосу в «Ведомостях» банкиры готовы платить 1,6 млн рублей, «Коммерсант» идет дороже – 2,2 млн, столько же за РБК.

Однако интересно другое. В заявке ВТБ указана вероятность размещения рекламно-информационных материалах в том или ином СМИ. В «Ведомостях», по мнению заказчика госуслуги, она составляет 0,10%, в «Коммерсанте» – 0,15%, в РБК – 0,20%. Если заранее известно, что содержание материалов вряд ли устроит редакции, и публикация их почти невозможна, зачем огород городить? Чтобы понять закулису, необходимо напомнить, что происходило до этой странной госзакупки.

Технология блокировки

В апреле этого года «Ведомости» первыми среди крупных СМИ опубликовали статью о том, что Роскомнадзор массово блокирует страницы интернет-изданий из-за статей о дорогих подарках главы ВТБ Андрея Костина журналистке ВГТРК Наиле Аскер-заде.

«Ведомости» подробно описали технологию блокировки неугодной Андрею Костину информации с помощью решений Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Таких решений по десяти похожим искам ВТБ одним и тем же судьей Нестеровым было вынесено всего два. В сентябре 2018 года суд признал опубликованную на 16 новостных ресурсах информацию якобы «не соответствующей действительности, порочащей деловую репутацию ВТБ и запрещенной к распространению в России». В ноябре суд вынес практически идентичное решение еще по одному иску ВТБ, оно касалось 14 сайтов.

Но в итоге Роскомнадзором заблокированы около 1000 ссылок на интернет-ресурсы, следует из данных общественного проекта «Роскомсвобода». Столь массовая блокировка на основе всего двух судебных решений – прецедент для России.

По словам управляющего партнера коллегии медиаюристов Федора Кравченко, которые приводит издание, суд при вынесении решений нарушил сразу несколько правовых норм. В частности, при установлении, соответствуют ли опубликованные сведения действительности или нет, суду необходим ответчик, а судья даже не пытался привлечь администраторов сайтов к процессу. Также суд не указал в решении, какие именно сведения, по мнению истца, не соответствуют действительности и носят порочащий характер. Наконец, нормам права противоречит применение решения санкт-петербургского арбитража для блокировки других сайтов: такие схемы блокировки без решения суда по каждой конкретной публикации похожи на «цензуру рунета в интересах отдельных лиц», уверен руководитель правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.

Попытки негосударственной закупки

Почти одновременно «Коммерсант» сообщил, что Демьян Кудрявцев, семье которого принадлежат «Ведомости», ведет переговоры о продаже издания. Потенциальным покупателем назван основатель инвесткомпании Arbat Capital Алексей Голубович, возможная сумма сделки — $15 млн. Собеседники «Коммерсанта» предполагали, что Arbat Capital может представлять интересы третьего лица.

Алексей Голубович — бывший сотрудник ЮКОСа, проработавший в компании с начала 1990-х до ее банкротства. В 2007 году основал инвестиционную компанию Arbat Capital с офисами в Москве, Лондоне и Риге. Двое его знакомых в разговоре с The Bell выразили сомнение в том, что финансист действительно может быть заинтересован в покупке издания.

 

Демьян Кудрявцев не подтвердил, но и не опроверг информацию о переговорах. Алексей Голубович вообще не стал комментировать переговоры, сказав, что «ни разу не слышал, чтобы до завершения сделки кто-то что-то про нее сказал». И добавил, что он занимается информационными проектами и фандрейзингом в IT, но не в России, где не уверен в перспективах газетного рынка.

Кстати, аналогичное предложение о покупке, скорее всего, было сделано и телеграмм-каналу «Футляр от виолончели», который особенно усердствовал в распространении информации о связи главы ВТБ Костина с журналисткой Аскер-заде. Цена вопроса – несколько миллионов (не рублей). Переговоры, судя по всему, еще продолжаются, так как несложно заметить, что в «Футляре от виолончели» последнее время не встречаются критические заметки о ВТБ и его главе Андрее Костине.

Хитрый ход

Тогда же, в апреле, группа ВТБ прервала рекламные кампании в «Ведомостях». Как подтвердил roem.ru издатель и гендиректор «Ведомостей» Глеб Прозоров — группа действительно свернула рекламную активность в его издании.

Пресс-служба кредитного учреждения опровергла прекращение размещений в «Ведомостях»: «У банка ВТБ нет рекламных контрактов с «Ведомостями». Дочерние компании группы продолжают работать с этим изданием, размещая рекламу, исходя из своих бизнес-интересов».

Кстати, в 2015 году главред «Ведомостей» Татьяна Лысова рассказывала о том, как группа ВТБ также отказалась рекламироваться через «Ведомости». Причиной, якобы, было упоминание Андрея Костина в одном из материалов о русских владельцах банковских счетов за границами РФ. В 2016-м журналисты русской версии Forbes обвинили тогдашнего главу издательской группы ACMG во вмешательстве в редакционную политику. И в этом случае причиной изменений на страницах издания, якобы, стал предправления ВТБ Андрей Костин.

Зачем же теперь ВТБ делает изданиям, с которыми находится не особенно в дружественных отношениях, предложения о размещении рекламы? Может, расчет на то, что СМИ решат лучше вообще не писать о ВТБ, чтобы случайно не стать обвиненными в «джинсе»? Либо хорошо, либо ничего?

Николай Морозов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Синдром истребителя

Далее

«Ничего личного»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru