Чем сегодня является республика для России?
По количеству скандалов Чечня давно и намного опережает все остальные регионы России. Один из последних – драка депутата от Чеченской республики Адама Делимханова с представителем нижней палаты от Воронежской области Алексеем Журавлевым. В СМИ утверждают, что настоящей причиной конфликта послужили критические высказывания Журавлева о переходе бывшего спецназовца «Альфы» Даниила Мартынова под крыло Рамзана Кадырова, и подготовка им по уникальным методикам бойцов чеченкой группы. Делимханов, которого называют правой рукой Кадырова, видимо, услышал в словах своего коллеги что-то личное, и в дело пошли кулаки.
Особое внимание пресса уделила тому, что во время потасовки у депутата от Чечни «откуда-то» выпал золотой пистолет системы Стечкина. Но представители власти, вынужденные комментировать конфликт избранников народа, старательно обходили этот факт. Более того, премьер Дмитрий Медведев на недавней встрече с журналистами пяти телеканалов, вообще сделал вид, что не услышал вопроса про драку депутатов и пистолет.
Спрашивается – почему? Ведь председатель правительства никогда не игнорировал и гораздо более острые вопросы, а здесь почему-то решил отмолчаться. Может, дело вовсе не в драке и пистолете, – тем более, что о ней уже все рассказали, – а в том, что все вопросы, связанные с Чечней, точнее, с Кадыровым, – личная прерогатива Владимира Путина? А пресловутый «ручной режим», которым президент управляет страной, становится вообще прецизионным, когда дело касается Чечни?
Зачем главе Чечни Рамзану Кадырову понадобилась личная группа «Альфа»? Сам он на страницах «Известий» объяснил это так: «Умникам», обвиняющим ЧР в создании вооруженных формирований и найме инструкторов из «Альфы», стоит напомнить еще вот что. Для Чечни вопрос подготовки профессионалов по борьбе с терроризмом предельно актуален в связи с важностью южных границ для России». «Как глава ЧР заявляю, что спецназовцы, как и я, прежде всего – граждане нашей Родины, солдаты российской армии, солдаты Верховного главнокомандующего президента Владимира Путина – стоят на страже интересов России», – добавил Кадыров.
В Интернете по этому поводу сразу же появились комментарии, мол, зачем же тогда нужно было расформировывать батальоны «Восток» и «Запад», которые и были заточены на борьбу с террористами?
Так или иначе, но бывший командир «Востока» Сулим Ямадаев после конфликта с Рамзаном Кадыровым, о чем военачальник сам сообщил журналистам, уехал в Объединенные Арабские Эмираты, где вскоре был застрелен.
Живущий в Англии и разыскиваемый нашей Генпрокуратурой член правительства Ичкерии Ахмед Закаев в 2011 году в интервью «Би-би-си» рассказал о своем видении ситуации в Чечне.
«Вся конструкция, вся структура, которую выстроил Путин в Чечне, держится на двух людях – это Путин в Москве и Рамзан Кадыров в Чечне. И никакого другого влияния на сегодняшний день Россия в Чечне не имеет. И, конечно, оба они сегодня рассчитывают и полагаются на ту команду и те вооруженные группировки, которые создал вокруг себя Кадыров и вооружил на деньги, выделенные Путиным».
Как сообщила газета «Нью-Йорк таймс» со ссылкой на данные Минфина РФ, в последние годы Москва финансировала более 90% бюджета Чечни. Эти данные сходятся с подсчетами «Ленты.ру», согласно которым в Чечне в 2011 году городские и региональный бюджеты потратили более 80 миллиардов рублей, а налогов, в том числе и федеральных, собрано всего на 9 миллиардов. А что касается многочисленных утверждений о бесконтрольном расходовании руководством Чечни денег, выделяемых из федеральной казны, то в марте этого года Счетная палата после проверки в Чечне обнаружила нарушения почти на 8 миллиардов рублей.
При этом, глава республики Рамзан Кадыров не скрывает, в какой роскоши он живет, на каких дорогих машинах ездит он и его окружение, сколько стоят породистые скаковые лошади в его конюшне, какие мировые знаменитости приезжают на его дни рождения…
Недавно Народный фронт пожаловался Путину на губернатора Сахалина Александра Хорошавина, который купил «Мерседес» за 8 миллионов рублей и 680 миллионов заложил на поддержку своего имиджа. Президент порекомендовал главе региона направить дополнительные средства на детсады, а не на свой пиар. И почему-то никто из «фронтовиков» не подсчитал и не доложил главе государства, сколько тратит на свой автопарк и имидж «солдат Путина» Рамзан Кадыров.
Вообще, чем же все-таки является Чечня для России? С одной стороны, далеко не самый крупный субъект Российской Федерации на южной границе страны размером 170 на 100 километров и населением, составляющем менее чем одну сотую от общего числа россиян. С другой, читая и слушая сводки новостей, порой создается впечатление, что это какое-то совсем другое государство, живущее по неведомым нам законам, граждане которого обладают какими-то особенными правами.
Помимо того, что Чечня в массовом сознании ассоциируется с первоисточником российского терроризма, раздражение у наших сограждан вызывает и особый режим финансирования республики, и сообщения о том, что сотрудники чеченских силовых ведомств работают в других регионах страны, и вызывающее поведения чеченцев в городах и весях, и «стреляющие свадьбы», и этническая преступность…
А чего стоит недавний скандал вокруг голосования за визуальный символ России в проекте «Россия 10», когда Кадыров заявил о подтасовке организаторами конкурса результатов всенародного смс-голосования, в результате чего грозненскую мечеть «Сердце Чечни» обошел коломенский Кремль. Как сообщил глава республики, только в Чечне люди отправили миллионы СМС-сообщений, и заявил, что инициирует рассмотрение вопроса в Госдуме, направит соответствующие запросы в Следственный комитет и Генпрокуратуру России.
При том, что в регионе живет 1,4 миллиона человек, и почти четверть из них, по официальным данным Минтруда республики – безработные, а СМС-сообщения были платными. В результате скандала, устроенного Кадыровым, «Сердце Чечни» вместе с коломенским Кремлем организаторы конкурса признали досрочными победителями.
Так случилось, что конкурс символа России совпал с другим конкурсом. И вместе со стартом второго сезона популярного проекта «Голос» на Первом канале и появлением явного фаворита конкурса – учителя музыки из Чечни Шарифа, в блогах сразу появились сообщения о том, что, дескать, все проплачено. И вторая часть проекта была затеяна исключительно для того, чтобы победителем стал чеченский певец. Скорее всего, это лишь слухи, не более того, но все равно какой-то осадок остается.
Может быть, и большая часть других сообщений о Чечне, ее привилегиях по сравнению с остальными регионами, о том, что Москва платит республике огромные деньги за лояльность, о том, что это государство в государстве и т.д. и т.п – тоже не более чем слухи?
Но вместе с этим есть и объективные данные о том, как россияне воспринимают Чеченскую республику.
Социологический опрос, проведенный минувшим летом «Левада-центром», показал, что 23% респондента выступили против отделения Чечни от России, 24% «были бы рады» ее отделению от России, а 27% заявили, что выход из состава страны «не произвел бы особого впечатления», а еще 13% опрошенных «против такого развития событий, но готовы смириться с ним».
Получается, что фактически около двух третей россиян готовы смириться с потерей республики.
«Ксенофобские настроения только растут, и у людей возникает желание «отгородиться» от всего Северного Кавказа, – цитирует заместителя директора «Левада-центра» Алексея Гражданкина «Коммерсант». – А Чечня и вовсе «воспринимается гражданами не как часть РФ», а «как мина замедленного действия». «Люди видят, что это территория с особым типом управления, там поддерживается особый порядок, и у граждан складывается впечатление, что федеральные структуры не управляют тем, что там происходит».
К этому комментарию сложно что-либо добавить. Разве что задать риторический вопрос. Ведь подобные настроения наверняка известны и в Кремле, и периодически складывается впечатление, будто власть своим особым отношением к Чечне нарочно накаляет и без того обостренное отношение остальной части населения России к этой маленькой по размерам, но огромной по влиянию на жизнь всей страны республике. Или это только кажется?
Геннадий ШАЛАЕВ