Тихий дон

Экс-главу волгоградского следствия увязали с мафией

 

Что известно о бывшем руководителе управления СКР по Волгоградской области Михаиле Музраеве.

Бывший руководитель волгоградского управления СК Михаил Музраев был задержан оперативниками ФСБ по подозрению в покушении на губернатора региона Андрея Бочарова. Вместе с ним по делу проходит местный влиятельный предприниматель Владимир Зубков. «Известия» разбирались в скандальной истории и подковерной борьбе в регионе.

Решением лефортовского суда столицы до 10 августа арестован генерал-лейтенант Михаил Музраев — источник в спецслужбе считает его самой влиятельной фигурой за последние 15 лет в Волгоградской области. Ему приписывают «поедание» высокопоставленных чиновников и силовиков, в том числе нескольких губернаторов и мэра. Те, кто перешел ему дорогу, либо вынуждены были уйти в отставку, либо оказывались за решеткой.

Противники Музраева считают, что репрессии были отточенным инструментом подчинения непокорных фигур в регионе, сам же он всегда объяснял это бескомпромиссной борьбой с коррупцией. Вот и сейчас Музраев во время судебного заседания об избрании меры пресечения сообщил журналистам, что «тех лиц, которых он посадил, сейчас используют против него».

Не было ли умысла на теракт…

Музраеву инкриминируется статья о террористическом акте, совершенном группой лиц по предварительному сговору. Тот же состав УК вменяется и волгоградскому бизнесмену Владимиру Зубкову, которому приписывают высокое положение в криминальной иерархии региона и дружбу с Музраевым.

Покушение на губернатора, героя России Андрея Бочарова случилось в ночь на 16 ноября 2016 года. Несколько преступников пробрались на территорию домовладения в поселке Латошинка, где проживал глава региона с семьей, облили дом керосином и подожгли.

«В ней [преступной операции] было задействовано много людей, в том числе имеющих специальную подготовку. Возможно, бывших сотрудников силовых ведомств. Это, безусловно, была акция устрашения, а обиженных на губернатора хватает», — прояснил «Коммерсанту» ситуацию координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья Андрей Серенко. Стоит отметить, что Бочаров с приходом к власти в 2014 году взял курс на декриминализацию региона, в первую очередь, на борьбу с коррупцией.

По факту нападения тогда было возбуждено уголовное дело о поджоге и покушении на убийство, которое контролировал сам Музраев. В рамках расследования было установлено, что к поджогу причастны пятеро членов преступной группировки. Пока у руля расследования в области находился Музраев, расследование протекало вяло — удалось установить пятерых участников, трое из них были задержаны, а один убежал в США, где в настоящий момент отбывает срок за другое преступление. Самое интересное началось после ухода в декабре 2018 года Музраева в отставку. В мае 2019 ФСБ задерживает предполагаемого лидера группировки и организатора нападения — бывшего арендатора Центрального рынка Волгограда и по совместительству криминального авторитета Евгения Ремезова.

Поджог, переквалифицированный в теракт, источник «Известий» считает формальным поводом для начала дела, но настоящее расследование будет посвящено сращиванию подразделения СКР с местными криминальными структурами. Причем речь может идти не об обслуживании интересов «братков», а о руководстве Музраевым группировкой.

Патриарх расследований

Своеобразная манера расследования преступлений соответствует традициям, сложившимся в Волгоградской области благодаря самому Музраеву. Он с 1996 по 2007 годы курировал расследование преступлений сначала в статусе зампрокурора региона, а после возглавил волгоградское следственное управление СКР. Благодаря своей должности и давлению, которое он имел на всех чиновников, правоохранителей, бизнесменов и лидеров криминальных структур в регионе ему удавалось контролировать почти каждое уголовное дело, считают источники, опрошенные «Известиями».

Его монополизм в деле уголовного преследования значимых в регионе фигур был тщательно замаскирован под борьбу с коррупцией. Он охотно устраивал пресс-конференции для журналистов, на которых рассказывал об успехах управления.

«Музраев М.К. руководил работой межведомственной антикоррупционной группы в целях координации деятельности оперативно-следственных служб по выявлению и пресечению преступлений, связанных с коррупцией в контролирующих, правоохранительных органах, властных структурах. За последние два года правоохранительными органами области выявлено порядка 1700 преступлений против интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Под руководством Музраева М.К. расследовано несколько десятков уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, иных уголовно-наказуемых деяний, несовместимых со статусом представителя власти, занимаемого должностного положения, за совершение которых к уголовной ответственности привлечены лица из числа депутатов, членов избирательных комиссий, руководителей органов исполнительной власти муниципалитетов, администрации Волгоградской области, контролирующих и правоохранительных структур, судейского корпуса» — Волгоградский бизнес-портал.

Криминальный Волгоград

Действительная ситуация с преступностью едва ли открывалась во время таких дружеских встреч власти и прессы. Долгие годы Волгоград оставался головной болью для полиции и бизнесменов. Который год из миллионника на Волге молодежь массово сбегает в другие города, едва окончив школу, причем не только в Москву и Санкт-Петербург. Престижными в самом Волгограде считаются учебные заведения, готовящие силовиков. Городом на протяжении долгого времени владели «братки» и люди в форме.

По версии собеседника «Известий», экс-офицер СКР был тесно связан со «смотрящим» по Волгограду Владимиром Кадиным. Этот человек на заре 1990-х сменил милицейские погоны на малиновый пиджак бизнесмена. Криминальные контакты, оставшиеся со времени службы в органах, помогли сделать первые шаги на новом поприще. Торговлю на вещевых рынках он и его группировка постепенно начали совмещать с силовыми акциями в отношении других кооператоров.

Единомышленниками Кадина стали его одноклассник Станислав Галкин и некто Анатолий Рогов (Толясик), последний был долгие годы правой рукой Кадина. Накачанные и спортивные кадинцы обещали своим подопечным защиту от сторонних криминальных группировок, которых в лихолетье в Волгограде хватало.

В какой-то момент Кадин не смог выполнить обещания перед коммерсантами из-за наплыва в регион отморозков, стреляющих почем зря — на него самого покушались пять раз. Пришлось бежать в Голландию, где он два года пережидал суровые времена передела. Вернувшись, он сумел навести порядок, подчинить себе тех, кто уцелел после перестрелок, и войти в доверие к местным силовикам. Чудесным образом ему удавалось избегать любых столкновений с законом, а его недругам — напротив.

Кадин, как писала «Комсомольская правда», в конце прошлого десятилетия ссорится со своими друзьями Роговым и Галкиным, после чего с обоими случаются несчастья. У Рогова находят героин и оружие, после чего он отправляется на девять лет в колонию, а Галкина расстреливают в его же доме. Поговаривали, что в судьбе своих бывших друзей поучаствовал Кадин. В августе 2011 году не стало и самого авторитета — его расстреляли в ресторане «Фа Соль». Киллера почти догнали телохранители босса, но тот успел покончить с собой. Рассматривался чеченский след — дело в том, что за неделю до расправы во время перестрелки был убит уроженец Грозного во время разборок у клуба Mojo. Поговаривали, что семья погибшего объявила убийцам кровную месть. Кстати, двух приближенных Кадина осудили по статье о превышении пределов самообороны — редкий случай в российской судебной практике. Они получили весьма гуманное наказание — по году колонии-поселения.

Как же удавалось ему избегать все эти годы серьезных неприятностей с законом, несмотря на многочисленные заявления во все инстанции от пострадавших? Волгоградцы объясняют это близостью с Музраевым.

Хозяин Нижнего Поволжья

Музраев требовал уважения от всех политиков, приходящих в регион на высокие должности. В противном случае у оппонентов всесильного следователя начинались проблемы, уверен бывший мэр Волгограда Евгений Ищенко. Уголовное дело в отношении него стало самым заметным процессом в регионе за последние годы. СКР сумел продавить возбуждение в отношении градоначальника уголовного дела по статьям 256 («Незаконная добыча водных животных и растений»), 285 («Злоупотребление должностными полномочиями»), 286 («Превышение должностных полномочий») и 289 («Незаконное участие в предпринимательской деятельности») УК РФ. Почти все эти обвинения рассыпались в суде.

«Меня пытались обвинить в коррупции, но никаких доказательств этого не нашлось. Тем временем я находился в СИЗО. Свидетели обвинения стали отказываться от показаний. В итоге меня привлекли за найденные во время обыска в моем доме патроны от моего же охотничьего карабина», — рассказал «Известиям» бывший градоначальник. В приговоре также фигурирует статья 289 УК РФ о незаконном участии должностного лица в предпринимательской деятельности, относящаяся к категории небольшой тяжести (согласно приговору, по этому пункту обвинения Ищенко оштрафован на 5000 рублей).

Перипетии этого знакового процесса стали основой для сюжетной линии романа «Мэр» Павла Астахова, который защищал Ищенко.

По словам Ищенко, распространенным преступлением в регионе во время нахождения у руля Музраева стало рейдерство — отъем бизнеса.

Вот что рассказал о временах своей деятельности на посту вице-мэра Константин Калачев изданию «Волгоград онлайн»:

«Михаил Кандуевич мне хорошо знаком, поскольку я работал в Волгограде. Если сейчас все говорят о задержании журналиста за наркотики, то бывший руководитель СУ СКР по Волгоградской области Музраев, когда я, будучи вице-мэром Волгограда, подходил и напрямую говорил: «Знаешь, Константин, ты, конечно, молодец — у тебя ни взяток, ни откатов. И меня претензий по роду деятельности к тебе нет. Но ты багажник своей машины давно проверял?»

По его мнению, Музраев долгие годы был фактическим руководителем региона и возглавлял организованную преступную группировку. «Это проверено, простите, на личном опыте. То есть моя жизнь, моя судьба зависели исключительно от его отношения, благоволения, симпатии и антипатии», — уточнил изданию бывший мэр, а ныне политолог Калачев.

«Крестный отец» Никандрова

Именно из волгоградской правоохранительной системы вышел горе-следователь, нанесший невосполнимый урон репутации СКР, Денис Никандров. Ниже него, уличенного в обслуживании воров в законе, пожалуй, никто из коррупционеров не опускался. Он считается учеником Музраева, долгие годы набивал руку на расследовании должностных преступлений в Волгоградской области.

Никандров возглавлял расследование по делу Ищенко, а также по другим делам в отношении видных чиновников. В распоряжении «Известий» оказался приказ за подписью генпрокурора России Юрия Чайки, в котором он резко критикует работу своего подчиненного (Музраев в то время исполнял обязанности прокурора области) по делу в отношении бывшего главы региональной милиции. Михаила Цукрука обвинили в том, что он дал незаконные указания о ремонте и обустройстве помещений госпиталя ГУВД, детского оздоровительного комплекса и МРЭО ГИБДД Волгограда за счет бюджетных средств и привлечении средств юридических и физических лиц, а также в получении взятки от подчиненных в виде машины ГАЗ-21. Странными эти должностные преступления показались не только коллегам Цукрука, но и главной надзорной инстанции.

«Изучение уголовного дела <…> показало, что предъявленное Цукруку обвинение является необоснованным <…> При правильном установлении в действиях Цукрука грубых нарушений закона наступившие последствия неверно квалифицированы как существенные и образующие составы преступлений, предусмотренные ст. 285 и 286 УК РФ. Доказательств, свидетельствующих об умысле Цукрука на получение взятки, не получено», — говорится в приказе от 5 июля 2007 года. Дело это расследовал Никандров, а согласие на возбуждение давал Музраев. За проступок Музраеву объявили выговор и удержали доплату за сложность и напряженность службы.

Но с взысканием Музраев ходил недолго. Вероятно, осознав, что в надзорном ведомстве не слишком довольны его своеобразным толкованием и применением закона, Музраев уходит в появившуюся тогда структуру — Следственный комитет при прокуратуре (предшественник СКР) и возглавляет его региональное управление.

Что же касается корявого дела Цукрука, то оно всё же было направлено в суд. Окончательное обвинение прозвучало странно: офицеру ставили в вину приобретение для нужд ГУВД трех иномарок (BMW 750 Li, Toyota Camry, Toyota Land Cruiser) и то, что он заставлял подчиненных скидываться на ремонт госпиталя (собрали 269 556 рублей). Но, разумеется, в отчетную статистику это расследование вошло как значимая победа над гидрой коррупции. Есть мнение, что преследование по анекдотичным обстоятельствам было связано с получением людьми Цукрука данных, связывающих Музраева с Кадиным. Впрочем, сам отставной генерал не распространяется о делах давно минувших дней.

«Я доволен жизнью, я пострадавшим себя не считаю. Он [Музраев] был достойным противником, он умный человек», — сказал Цукрук «Известиям».

Кошмарить бизнес по-волгоградски

Волгоград — город-герой со славной и богатой историей. Здешний климат и природные ресурсы позволяют добиваться отличных результатов в сфере пищевой промышленности, аграрного сектора, машиностроения и десятков других сфер хозяйства… Но регион стабильно занимает последние строчки рейтингов по качеству жизни людей и показателям экономического развития. Так, в октябре прошлого года Волгоград был назван самым бедным миллионником в России по данным РИА «Рейтинг». В том же году его назвали самым худшим для карьерного роста, а в 2016-м — худшим по уровню материального состояния, благоустройству и качеству дорожного хозяйства.

«Вы вообще-то представляете, что у нас две огромные реки — Волга и Дон, выход за рубеж. У нас всё могло развиваться на таком высоком уровне, не хуже, чем в Гонконге или в где-то в Южной Корее. Но ситуация такая, что не рыпнешься, создана система, чтобы все сидели по норам. Только сейчас с новым губернатором появился шанс изменить ситуацию», — рассказал «Известиям» бизнесмен Борис Изгаршев, бывший владелец завода «Пивовар» и постоянный объект для нападок со стороны подконтрольных Музраеву структур. Конкретно коррупцию считает он главной причиной отставания области.

Главная черта следственной системы региона, по мнению Изгаршева, — системная атака на любой бизнес, который приносит доход. В отношении этого немолодого уже человека четыре раза инициировалось уголовное преследование подчиненными Музраева.

«В первый раз, когда начались наезды на завод со стороны силовиков через возбуждение уголовных дел, за меня вступился честный прокурор Гоголкин. Написал, что нет состава и события преступления. Это было в 2000 году. А уже в 2001 году на меня было совершено покушение в центре города — семь человек с молотками набросились на меня, били по голове. Я чудом спасся. Мою разбитую голову никто расследовать не стал, липу написали. Лечился в Москве. Вернулся, людям нужна была зарплата, рискнул продолжить свое дело», — рассказывает предприниматель.

Новый виток неприятностей начался в 2005 году. «В кабинет пришли серьезные люди, объяснили, что если я не покину предприятие, то жить мне осталось немножко. Я обратился к журналистам, и мою ситуацию предали огласке. Но серьезные люди со своими предложениями начали приходить чаще и чаще», — говорит бизнесмен.

15 декабря 2006 года во время очередной попытки забрать завод у фабриканта в отношении него было возбуждено дело о самоуправстве. Он был заключен в СИЗО.

«В сложные годы у нас всё пошло успешно. В 1999 году наш завод дал три советские объема производства, представляете?! Мы модернизировали производство, ушли от узкой алкогольной специализации, производили напитки безалкогольные, молоко и другие продукты. Начали вкладывать в социальную сферу, строить храм на Мамаевом кургане. Зарплата была у работников на уровне нефтяников. 17 квартир наши работники получили бесплатно. Успех наш и привлек внимание кого надо», — рассказывает предприниматель.

То дело завершилось в отношении предпринимателя относительно малой кровью. Говорит, что издевались над ним в СИЗО, а на суде сначала дали три года реального срока. «Областной суд отменил это незаконное решение», — рассказывает предприниматель.

Всего в отношении в хозяина «Пивовара» возбуждались дела четыре раза. Мероприятия силовики проводили специально в разгар сезона, чтобы нанести максимальный урон предприятию и работникам. Изымали серверы, что мешало работе оборудования, даже программы, отвечающие за противопожарную безопасность. До вредительства надзорным структурам дела не было. Вероятно, на сегодняшний день по процессу в отношении Музраева у следователей не будет недостатка в свидетелях из числа местных коммерсантов.

Сторонники «ночного губернатора»

К слову, у бывшего главного следователя появились защитники — объявлен сбор подписей для ходатайства перед президентом об освобождении Музраева. Сторонники пытаются разыграть национальную карту — Музраев по национальности калмык. «Создатель петиции Санал Горяев считает, что арест генерала Михаила Музраева — это тревожный сигнал всему российскому обществу и оскорбление всего калмыцкого народа», — пишет bloknot-volgograd.ru. Но даже на порталах, где открыто заступаются за бывшего следователя, под публикациями многочисленные негативные комментарии в адрес подследственного. «Все мы знаем, что из себя представляет этот человек. Ночной губернатор Волгоградской области», — пишет пользователь под ником Кавай под текстом, призывающим подписаться в поддержку генерала.

Иван Петров

По материалам: “Известия

Ранее

Всё «Вышке»

Далее

Оправдательный вердикт привел к задержанию

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru